Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"
материал по теме
Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_ustnoy_i_pismennoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrast.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста.
Коррекция нарушений речи наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих сторон.
Первичная профилактика дислексии и дисграфий заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1 .Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.
Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз(после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при усвоении второго языка.
Вторичная профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведению комплекса предупредительных мер. Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется следующее:
1 .Формирование функционального базиса чтения.
а) развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой:
- стимуляция осознания звуковой стороны речи (непрерывный речевой поток можно членить на слова, слоги, звуки);
-стимуляция слухового внимания;
-совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений.
б) развитие зрительно-пространсвенного восприятия и наглядно-образного мышления
-планомерный и последовательный анализ изображений и конструкций;
-совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями;
-развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
-формирование навыков схематичного изображения пространственных отношений (облегчат усвоение фонематического, морфологического, грамматического анализа);
в) формирование изобразительно-графических способностей;
г) развитие сукцессивных способностей ребенка
-последовательность действий и планирование (вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация);
-последовательность в пространстве;
-последовательность во времени;
-последовательность в речи;
д) развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно письмом. У этих детей оба эти навыка обычно взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно детей начинать обучению чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму позже, в школе. 1 год в д/с - формирование функционального базиса чтения, 2 год обучения -знакомство с буквами - должен сформироваться стабильный навык слогового чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»
Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: "Использование устного творчества в нравственно воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему:"Использование устного творчества в нравственно воспитании детей дошкольного возраста» «Давайте детям больше и больше созерцание общего, челове...
Консультация для родителей на тему: "Использование устного творчества в нравственной воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей на тему: "Использование устного творчества в нравственно воспитании детей дошкольного возраста» «Давайте детям больше и больше созерцание общего, человеческого, мирового...
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...
Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возрастаСлайд 1 В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям письменной ре...