Театрализованная деятельность, как средство творческих способностей и развития речи у детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
Игра – самый актуальный вид деятельности в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с окружающим миром, через образы близких героев для ребенка ,с настроением и характером героев, осваивают способы эмоционального выражения. Ребенок во время игры чувствует себя более свободно. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Таким образом, целью моей работы является : развитие творческих способностей и речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Содержание театрализованной деятельности включает в себя :
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-игры-драматизации;
-разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших
-упражнения по формированию выразительности исполнения;
-упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
-театрализованные игры, включающие мелкую моторику.
-упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
-речевые упражнения;
Работа над данной темой предполагает следующие этапы:
-Изучить литературу и интернет-статьи по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте»
-Подготовить предметно пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
-Составить перспективный план работы.
В группе созданы условия для театрализованных игр. Обеспечена самостоятельная деятельность. Оборудован уголок театрализованной деятельности .
В уголке театрализации представлены разные виды кукольного театра: театр на ложках, би-ба-бо, пальчиковый театр, театр теней, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, конусный театр, театр масок,игрушки для настольного театра, атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей, сделана ширма для театра, оформлен книжный уголок со сказками, потешками и другими произведениями, соответствующие возрасту детей.
Я решила взять в работу сюжеты сказок ,потешек и произведений доступных детям по содержанию и технике исполнения. Также идет работа с детьми над выразительностью мимики, жестов, пантомимики по играм-драматизациям. В этом году мы с детьми начали знакомство с картами Проппа. Для младшего возраста берем простые ,по возрасту, сказки. А также театрализованные игры, включающие в процесс мелкую моторику рук:
- сказки с пальчиковыми играми.
-сказки с бусами
-сказки «моталочки».
Для того чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, я использую такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах. Также использую в своей работе стихи, которые можно рассказывать руками, этюды на выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.
Перед тем как предложить детям разыгрывать сценку я провожу игры по типу: «Узнай и назови героя скзки», «Узнай героя по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание действий и характеров героев.
Любая театрализованная деятельность предполагает определенную работу. Например, при чтении произведением ,стараюсь голосом и мимикой передать характер героев ,а затем предлагаю детям самим словесно описать героев, их характер и поступки и рассказать о собственных впечатлениях о прочитанном произведении , а в настольном театре предлагаю детям не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение.
Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их.
Во время проведения занятий использую театрализованную деятельность ,как игровой прием,т.е. появление персонажа из художественных произведений ,который помогает детям .
В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаю импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, возможность «спрятаться» за маску, действовать от имени персонажей, это и помогает ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, и сыграть свою роль, почувствовать себя настоящими актерами. Любые твоческие задачи для детей способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.
В своей работе я использовала различные формы взаимодействия с родителям воспитанников для реализации данной темы:
-Памятки для родителей: «Как развивать интерес школьника к театрализованой деятельности», «Театральные игры-как средство всестороннего развития ребенка»
-Консультации «Играем вместе-создаем театр»
-Рекомендации «Кукольный театр дома», «Играем в сказку»
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Для реализации данной темы я планирую продолжать обогащать театральный опыт детей,привлекать детей к участию в театрализованных творческих играх :
разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок, сказок, даже мини-сценк из экологических сказок, где «живут»знакомые всем герои ;
развитие речевого творчества детей.
Продолжать обучать детей владению всеми доступными видами театра (би-ба-бо, театр на пальцах, настольный театр, театр кукол – перчаток, театр теней, театр на ложках плоскостной, театр на фланелеграфе, театр масок, пальчиковый и др. виды театра доступные детям),а также привлекать родителей в помощи к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в спектаклях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...
Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.Метод кинезиологии...