игры развивающие речь
консультация (старшая группа)
Игры развивающие речь ребенка.Богата и разнообразна речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razviv_rech.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, развивающие речь ребенка.
Богатая и разнообразная речь ребенка — залог его успеха в будущем. Об этом говорят исследования российских и американских специалистов, в которых отмечается, что раннее развитие речи позволяет детям легче адаптироваться в школе и лучше усваивать материал.
Развитие речи малыша — непрерывный процесс. Оно начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда тот слышит голоса родителей. Малыш реагирует на слова мамы и папы улыбкой и мимикой, потом гулением — это так называемый довербальный период. Конечно, момент, когда ребенок произнесет свои первые слова, зависит от многих факторов. Но чем активнее мама и папа будут удовлетворять потребность младенца в общении, тем выше вероятность, что он наступит раньше.
Как и сколько заниматься с дошкольником в домашних условиях?
Можно выделить два больших направления в речевом развитии ребенка. Первое — это свободное общение с ним.
«Очень советую отнестись к беседам с ребенком серьезно — не игнорируйте вопросы, старайтесь отвечать компетентно и полно, развивайте беседу с помощью наводящих вопросов, вместе с ребенком найдите новую информацию по данной теме (в книгах, в интернете). Помните, что такие беседы наравне с обучающими занятиями по развитию речи попадают в интеллектуально-речевую копилку ребенка, и накопленными знаниями он будет пользоваться всю последующую жизнь»
Второе направление — занятия с использованием специальных методик и пособий по развитию речи. Из всего многообразия методик лучше выбрать одну и следовать ей, при желании добавляя задания из других. Главное, чтобы она была научно обоснована и проверена временем.
«Время, которое вы можете уделить таким занятиям, можно гибко регулировать, учитывая ваши возможности, уровень развития ребенка, его образовательные потребности. Но можно обозначить минимум — два раза в неделю по полчаса»,
Также Елена рекомендует грамотно подойти к созданию домашней библиотеки ребенка, подобрав туда интересные книги, полезные энциклопедии и справочники, которые будут под рукой у малыша, чтобы он мог использовать их в любой момент.
Как найти время на занятия с детьми?
Большой плюс самостоятельной работы по развитию речи у малыша — ее без проблем можно встроить в повседневную жизнь. Если вам сложно выкроить полчаса для занятий или ребенок — тот еще непоседа, можно заниматься во время прогулки, по пути в детский сад или магазин.
«Общаясь в пути или во время ожидания в очереди, мы можем дать ребенку много полезных сведений об окружающем мире, не умозрительных, а полученных из реальности. Темы таких бесед могут возникнуть спонтанно, либо же вы можете предложить какую-либо тему для повторения»
Список развивающих игр:
раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);
вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;
вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;
работа с рамками-вкладышами;
катание машинки с грузом по дороге;
разбирать предметы на части и складывать их;
рвать вату, бумагу на кусочки;
игры с прищепками;
сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);
сортировать предметы по цвету, форме, величине;
переливание воды из разных емкостей;
просеивание муки/крупы через сито;
собирание пирамидки из колец;
собирание матрешки;
захват предметов пинцетом.
Артикуляционные упражнения
Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки. Если малыш будет мямлить или шепелявить, сверстники начнут смеяться. Это чревато психологической травмой и развитием комплекса неполноценности. Поэтому обращайте внимание на то, как малыш выговаривает звуки, и поощряйте именно правильное произношение.
Некоторые взрослые (бабушки особенно) умиляются, слушая неправильную речь внучат. Это звучит забавно до поры до времени, впоследствии может стать серьезной проблемой.
Какие упражнения рекомендуем выполнять для развития артикуляции у детей:
имитировать игру на дудочке - дуть;
задувать свечку (нравится малышам);
надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру);
делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать);
сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.
Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки - это домик, а ротик - дверь. Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает.
Игра в лошадку - цокать язычком. Чтобы было веселее, нужно посадить ребенка на игрушечную лошадку: пусть едет и цокает язычком.
Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и "лопнет" их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее.
Игры в прятки. В этой игре прячется язычок. Сначала малыш его высовывает как можно дальше, а потом прячет. Только объясните ребенку, что высовывать язычок можно только во время игры с мамой или папой: на улице в эту игру не играют.
Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.
Игра «Кто в домике живет»
Эту игру для развития речевых навыков предлагают детям, когда они познакомятся с разными игрушками и начнут их узнавать. Прячем в мешок любимые игрушки и задаем вопрос: "Кто в домике живет?". Увидев интерес на личике ребенка, достаем игрушку и называем ее (потом малыш может сам доставать игрушки). Если ребенок слишком мал, называем игрушку понятным словом: "му-му" вместо коровы, "гав-гав" вместо собаки. По мере развития у детей речевых навыков называем игрушки настоящими названиями.
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это очень увлекательная игра с ребенком, который уже хорошо понимает речь взрослых. То есть, имеет достаточный пассивный словарь и развитое слуховое внимание. Например, родитель рассказывает о каком-то животном, а малыш должен озвучить это животное:
Родитель: "На лугу пасутся коровы".
Ребенок: "Мууу, мууу".
Родитель: "В гости к нам зашел щенок".
Ребенок: "Гав-гав".
Сначала малыш просто повторяет за мамой, а потом будет самостоятельно произносить нужные звуки. Можно купить книжку "Стихи-болтушки", где собраны стихотворения, побуждающие детей к имитации звуков мира и разговорчивости.
Дыхательная гимнастика
Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика (плюс-минус пару месяцев).
Громко-тихо. Нужно имитировать какое-нибудь животное, например, медведя или кота. Большой медведь/кот произносит звуки громко, а маленький медвежонок/котенок - тихо. Животных можно менять, чтобы ребенку было интересно участвовать в этой игре.
Фея. Если ребенок знаком со сказками и понимает, кто такие волшебники, можно с ним поиграть в магию. Попросите его взмахнуть "волшебной палочкой" (любой карандаш) и произносить звуки "ма, мо, му, мы", имитирующие магическое заклинание.
Колесо и насос. Мальчишки любят эту игру, особенно если уже понимают немного в машинах. Сначала нужно изобразить колесо руками (сцепить пальцы обеих рук и крутить ими). Затем изобразить, что шина сдулась (медленно положить руки на плечи - правую на левое, левую на правое) и произносить звук "шшшшш".
После этого нужно попросить малыша накачать колесо. Имитируем соответствующие движения (как будто держим насос в руках) и сопровождаем свои действия звуком "ссссссс". Если папа или мама водят машину, ребенок хорошо знаком с этими манипуляциями. Если малыш не имеет представления о колесах и насосе, упражнение не выполняем.
Дровосек - развивающее упражнение для мальчиков. Имитируем рубку дров. Произносим звук "ух", когда воображаемый топор опускается на полено.
Чтение книг
Цель развивающих детских игр - побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: "Кто это?". В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы.
Сюжетно-ролевые игры
Это очень полезные упражнения, способствующие развитию речи детей, во время которых у малыша возникает необходимость что-то сказать или озвучить действие. Для девочек естественно играть в "дочки-матери", для мальчиков в какую-нибудь битву или автогонки. Вне зависимости от пола подойдет игра "в магазин", где ребенок должен что-то купить и озвучить все действия словами.
На заметку! Сюжетно-ролевым играм можно учить детей с 9-10 месяцев, когда ребенок уже начинает интересоваться действиями игрушек. Например, ему можно начать демонстрировать, как куколка или собачка ходит, кушает, укладывается спать и т. д.лампочка.
Лучше всего играть в такие игры, которые отражают жизнь самого малыша. Например, мишка идет на прогулку, ест, ложится спать, читает книжку и т. д. Это более близкое и понятное детям действие: они узнают в игре самих себя, учатся понимать эмоции и т. д. Также в игровой форме можно привить первые навыки социального поведения, научить распознавать дозволенное и запрещенное. Как пример: мишка не захотел надевать шапку на прогулку во дворе и заболел. Приходится его лечить, давать таблетки, запрещать ходить на прогулку и т. д.
Сначала мама/бабушка/папа самостоятельно разыгрывают сценку, со временем малыш подключится к игре. Из заинтересованного зрителя он превратится в актера, начнет выражать свои эмоции звуками и словами. Для сюжетных игр нужно купить разные вещи: посудку, коляску, кроватку, домик, набор для доктора, наборы еды и т. д.
Сюжеты можно показывать и объяснять словами детям на прогулках. Раньше вы просто называли животных: это птичка, это собачка и т. д. Теперь настало время озвучить их действия: собачка бежит, птичка летит, машина едет и т. д.
Примеры домашних сюжетных игр для детей:
день рождения у куклы/мишки;
игрушки играют в прятки;
зайка в магазине;
пёсик заболел, игрушки пришли его проведать;
игрушки слушают сказку.
Также можно построить вместе с малышом домик из кубиков, в котором игрушкам будет удобно "жить".
Постоянно разговаривайте с ребенком!
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.
Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.
Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей - большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь - много.
Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека - мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, развивающие речь детей 2-3 лет.
Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания...
Игры развивающие речь
Подборка игр на развитие:номинативного словаря; словаря предлогов;словаря прилагательных;глагольного словаря....
Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.
Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....
Готовимся к школе: Игры, развивающие речь.
Консультационный материал для родителей как развивать речь ребенка в игровой форме, как заинтересовать малыша познанием родного слова, научить его грамотной речи......
Игры, развивающие речь
В раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться...