Статья "Роль слушания музыки в развитии ребёнка".
статья (подготовительная группа)
В век сложных и быстрых информационных технологий мы, взрослые, очень часто настолько поглощены собственными проблемами, что не осознаем, что дети нуждаются во внимании взрослых, а иногда и в профессиональной помощи. И этой помощью, безусловно, должна быть музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 21.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль слушания музыки в развитии ребёнка.
Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры.
В век сложных и быстрых информационных технологий мы, взрослые, очень часто настолько поглощены собственными проблемами, что не осознаем, что дети нуждаются во внимании взрослых, а иногда и в профессиональной помощи. И этой помощью, безусловно, должна быть музыка.
Что такое музыка для ребенка?- задавалась я вопросом каждый раз, когда видела, как блестят глаза ребенка и как он танцует веселые танцы под ритмичную мелодию. У детей может быть множество причин любить музыку, о которых они в силу своего возраста даже не подозревают, но у нас, взрослых, нет другого выбора, кроме как передать им все преимущества этой универсальной терапии.
Я работаю с детьми уже 12 лет, наблюдая за их развитием и интересами. На своих занятиях я уделяю большое внимание восприятию музыкальных произведений, то есть слушанию музыки, и внимательно наблюдаю за реакцией и отношением детей к тому, что они слышат. У каждого ребенка реакция на музыку своя, но не все к ней равнодушны.
Известно, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение и волю слушателя. Музыка может оказывать возбуждающее или успокаивающее действие. Она может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Мне бы хотелось обсудить важность воздействия музыки на детей всех возрастов и её роль в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей и познавательных способностей. Знакомство с музыкальными произведениями может дать детям ответы на многие интересующие их вопросы. Одним словом, музыка по своей сути полезна и значительно расширяет знания малыша об окружающем мире.
Музыка волнует маленьких слушателей, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями и создает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в общем переживании и служит средством общения между ними.
На мой взгляд, музыка играет большую роль в развитии личности ребенка. Она способствует развитию вкусов, предпочтений, чувств и интересов, поскольку оказывает значительное влияние на то, как они впоследствии будут смотреть на вещи, на формирование их собственного «Я».
Музыка-это искусство, а все виды искусства воспитывают и развивают личность ребенка и его понимание жизни.
На формирование культурных основ ребенка большое влияние оказывает среда, в которой он может познакомиться с различными видами музыки, научиться понимать и воспринимать её.
Музыка - это голос жизни, выражающий тенденции времени, погружающий в прошлое или будущее по желанию. Для ребенка музыка - это мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, необходимо развивать способности ребенка, особенно его умение слушать музыку и эмоционально реагировать на нее. И именно педагог является связующим звеном между миром музыки и миром ребенка, главная задача которого -заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы в полной мере раскрыть потенциал ребенка.
Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать как можно раньше. Однако развитие музыкальности детей невозможно без специально организованного музыкального просвещения. Такой вид деятельности называется «слушание музыки».
В работе музыкального руководителя поставлен ряд конкретных задач:
- Воспитание любви и интереса к музыке. Воспитательное воздействие музыки возможно только через развитие восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
- Вовлечение детей в различные виды музыкальной деятельности, формирование у них музыкального восприятия и развитие простейших исполнительских навыков в области игры на детских инструментах, пения и ритмики
- Ознакомление детей с различными музыкальными произведениями и средствами выразительности с целью обогащения их впечатлений
- развитие общей музыкальности, сенсорных способностей, ритмического восприятия, гармонического слуха, певческого голосообразования и выразительных движений. Если в этом возрасте начать позитивную практическую деятельность, то можно ожидать формирования и развития всех способностей.
- способствует раннему развитию музыкальных вкусов. Приобретая музыкальные образы и впечатления, дети впоследствии формируют избирательное и оценочное отношение к музыкальным произведениям.
- развитие творческого отношения к музыке, например, импровизированных песнопений, передачи образов в музыкальных играх и круговых танцах. Это способствует развитию самостоятельности, спонтанности и общей музыкальности ребенка.
Такие понятия, как психика ребёнка и музыка не так далеки друг от друга, как может показаться. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка влияет на механизмы обучения, память, восприятие, поведение, эмоции, интеллект, развитие и функционирование языка.
Музыка и психология неразделимы, и одинаково важны для развития маленького человека. Потому что для современных детей музыка-это не просто развлечение, это лекарство, которое иногда почти всегда действует положительно Красивая, душевная, радостная, народная, простая, правильно подобранная музыка для каждого занятия.
Одна из больших радостей наших детских садов в том, что теперь у нас есть интерактивные экраны. С их помощью дети и педагоги могут увидеть настоящий оркестр, познакомиться с каждым инструментом, услышать его и увидеть дирижера. Уже одно это замечательно. Но еще прекраснее, когда дети говорят, что хотят услышать музыку снова и увидеть ее на экране, когда они слушают музыку и восхищаются красотой нашей природы, России.
Я считаю, что слушание музыки должно приносить детям не только радость и положительные эмоции, но и создавать оздоровительный эффект и возможность для самовыражения. Медленно и постепенно дети переходят в большую жизнь и готовятся к поступлению в первый класс. Для этого я использую элементы музыкотерапии и психологической гимнастики. Эти занятия, в частности, будут очень полезны будущим первоклассникам. К семи годам дети уже самостоятельны, имеют собственное мнение и выражают свои чувства. Однако они могут быть очень ригидными, закомплексованными и неуравновешенными или, наоборот, очень активными, возбужденными и шумными. Сколько детей сейчас гиперактивны? Дети, особенно в возрасте 6-7 лет и будущие первоклассники, нуждаются в нашей помощи. И эта помощь – музыкотерапия.
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Музыкотерапия основана на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказать положительное воздействие на организм человека. Это способствует улучшению общего состояния здоровья, самочувствия, повышению настроения и работоспособности. Во многих странах мира музыкотерапия является самой распространенной формой лечебной педагогики, терапии и образования.
Какую же музыку следует слушать детям?
Для возбудимых и беспокойных детей подходят мелодии с более медленным темпом. Обычно это вторая часть классической сонаты или инструментального концерта. Например, вторая часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди или колыбельная. Причем мелодии со словами оказывают на детей более сильное воздействие, чем мелодии без слов. Живое пение так же сильнее, чем инструментальная музыка, прослушанная в записи. Кроме того, для детей с синдромом подавленности (малоподвижных) эффективны произведения Моцарта, Шуберта и Гайдна в быстром темпе.
В детском саду или дома дети нуждаются в музыке в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно и на высокой громкости. Музыку нужно слушать постепенно, в зависимости от времени суток, вида деятельности и настроения ребенка.
Утром музыку нужно включать, чтобы взбодриться, перед сном –петь спокойные песни или слушать расслабляющие мелодии, а на ночь –слушать любимые сказки или колыбельные.
По мнению медиков, детские органы слуха изначально приспособлены только к рассеянному звуку. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Это связано с тем, что направленный звук может нанести акустическую травму неокрепшему мозгу.
Музыкальная терапия противопоказана, если:
*Детям, склонным к судорогам.
* Детям с тяжелыми состояниями, связанными с физической интоксикацией.
*Пациентам со средним отитом.
*Детям с внезапным повышением внутричерепного давления.
Я предоставляю родителям список классической музыки, которая поможет регулировать психическое и эмоциональное состояние ребенка:
-Снятие тревоги и возбуждения:
«Мазурка»Шопена;
«Вальс»Штрауса.
-Для снижения раздражительности - музыка Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Детский альбом» Чайковского.
-Для успокоения ума - «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса,«Ave Maria»Шуберта.
-Подавить гнев и зависть к чужому успеху:
Бах «Итальянский концерт»;
Гайдн «Симфония»;
Чайковский «Времена года»;
Дебюсси «Лунный свет»;
Мендельсон «Симфония № 5».
-Снижение депрессивного синдрома, повышение аппетита, ритмичное дыхание:
Моцарт, Шуберт, Гайдн, балетные вальсы Чайковского и др.
Музыка Моцарта доступна и полезна всем, от детей до взрослых!
А еще можно слушать любимые произведения в интернете, даже с разными красивыми иллюстрациями. Детям очень нравится, да и мамам полезно!
Я бы хотела сказать:
«Дорогие мамы, слушайте, наслаждайтесь и отдыхайте под музыку вместе со своими детьми! Всегда и везде будьте с музыкой -во время уборки, в машине и т.д. Играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересовывайте его разными ритмами и новыми звуками, и, конечно, не забывайте танцевать с ним под веселую, зажигательную пляску и петь колыбельные по вечерам.» Дети запоминают только то, что их интересует. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок был расслабленным, нежным и спокойным в школе.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка очень важна для развития личности ребенка. С первых дней жизни малыша музыка способствует общему развитию. Другими словами, они учатся говорить, формируют представления об окружающем мире, развивают память и внимание, воображение и мышление, строят отношения в коллективе. В будущем эти навыки, приобретенные в дошкольном возрасте, окажут значительное влияние на важный этап в жизни ребенка: переход из детского сада в первый класс.
Важно помнить, что в руках педагога музыка подобна уникальному инструменту, шаг за шагом превращающему грубые камни детского сознания в бриллианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние музыки на развитие ребёнка» (5-7 лет)
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности....
Влияние музыки на развитие ребёнка
Консультация для родителей....
Слушание музыки для развития мышления и воображения. Выступление на открытом родительском собрании
Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает ча...
Презентация "Влияние музыки на развитие ребёнка"
Презентация "Влияние музыки на развитие ребёнка"...
Влияние музыки на развитие ребёнка.
Музыка -источник особой детской радости.В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий по...
Роль слушания музыки для развития эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому...
Методическое пособие по слушанию музыки и развитию речи " Времена года" для детей старшего дошкольного возраста
Цель Обогатить словарный запас ребёнка,формировать культуру восприятия музыкального произведенияЗадачи Расширять и обогащать словарный запас прилагательных, характеризующих природу и явления, о ...