Влияние музыки на развитие ребёнка
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Феоктистова Анастасия Андреевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребёнка» (5-7 лет)

        Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придается огромное значение в современных педагогических исследованиях. Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.

        Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности.

        В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные способы мышления.

        Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие – мышление. Для полноценной реализации музыкально – педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

        Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой – классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития детского творческого мышления.        Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

        Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании в целом и сопутствует всем остальным. Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание.

        Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.

Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой – либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как  анализ частотно – временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

        Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.

        Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

        В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

        Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

        Важно понять, что развитие музыкального восприятия в дошкольном возрасте осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности и во многом зависит от содержания музыкального образования. Уже в младшем возрасте ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога – стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально – хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, чтобы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан. Александрова – нежно, ласково.

        Один из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей – передача характера музыки в движении (инсценировка песен, использование танцевальных, образных творческих движений). Б.М. Теплов обосновал и важнейшие для музыкальной педагогики положение: чувство музыкального ритма изменяет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ученый понимал музыкально – ритмическое чувство как способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать ее эмоциональную выразительность.

        Детям легче передавать свое понимание музыки не словом, а посредством движения, жеста, танца. Они буквально «выплескивают» свои эмоции, пытаются хлопать в ладоши, притопывать.

        В развитии всех видов музыкальной деятельности дошкольников особенно существенно формирование музыкально – сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

        Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения на пользу музыкальному развитию.

        По мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С. Выготский, Н.А. Зайцев, А.Н. Леонтьев, Б.П. Никитин, Ж. Пиаже, Г. Доман и др.) именно  возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека; периодом активного роста и развития мозга и межнейронных связей.

        Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками.

        Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия.

        Огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности – пение, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное творчество.

        Музыка, как и художественное слово или картина, должна стать для детей доступным средством выражения чувства, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального вкуса.

        Задача педагога -  научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние музыки на развитие ребёнка» (5-7 лет)

       Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности....

Презентация "Влияние музыки на развитие ребёнка"

Презентация "Влияние музыки на развитие ребёнка"...

Влияние музыки на развитие ребёнка.

Музыка -источник особой детской радости.В раннем возрасте ребёнок  открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий по...

Статья "Влияние музыки на развитие ребёнка дошкольного возраста"

В статье представлен материал о значении музыкального развития детей дошкольного возраста....

"Влияние музыки на развитие ребёнка" Буклет.

Дар, который помогает вам всю жизнь....