Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру
консультация (подготовительная группа)

Березовская Наталья Эдуардовна

Развитие коммуникативных навыков

у детей с ОВЗ через игру


Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_s_ovz.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков

у детей с ОВЗ через игру


Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.


Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.


Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
Для детей родители являются образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.
Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игры с правилами – дидактические, настольные - способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы, и они получают эмоциональную радость.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички».
Цель. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
Ход игры. Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Воспитатель наблюдает, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Особую группу составляют игры – забавы и подвижные игры. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить, порадовать детей. Подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, речевая коммуникация, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Подвижная игра «Не намочи ног».
Цель. Учить детей проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети находятся с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается условно по две дощечки (два листика бумаги). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
- Раскрась рисунок цветными карандашами.

- Кто нарисован на картинке? Куда идёт Буратино? Что несёт Буратино в школу?
- Составь предложение по этой картинке.
- Повтори предложение несколько раз и постарайся его запомнить.
- Раскрась рисунок цветными карандашами.

Упражнения, игры могут проводиться в парах, по кругу, одновременно всей группой, либо одни выполняют, а другие наблюдают, анализируют, делают выводы.
При выполнении упражнений дети оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. В работе используется иллюстративный материал с изображением ситуаций из жизни, опорные карточки с образцами начала фраз, пиктограммы, подбор песен, пословиц.
Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом родители для ребёнка становятся партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

План самообразования на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой"

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через общение с природой...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Мы вместе».

Только в общении, в отношении с другими людьми, ребенок может почувствовать и понять самого себя, принять других, тем самым обеспечить вхождение с систему социальных отношений, адаптацию в обществе и ...

Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность

Развитие коммуникативных навыков детей подготовительной группы через театрализованную деятельность...

Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ через театрализованную деятельность

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Компьютер, телевизор и компьютерные игры, стали заменять детям общение и игровую деятельность. Общение со сверстниками, со взро...