Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Мы вместе».
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhan_l.v.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Мы вместе»
Сухань Л.В.воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»МО г.Братска
В настоящее время значительное внимание уделяется социально – личностному развитию дошкольника, и это неслучайно, так как на этом возрастном этапе происходит усвоение социально – культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений. Первый опыт таких отношений является фундаментом дальнейшего развития личности, обеспечивающего формирование навыков гармоничного самоощущения и бесконфликтного проживания в детском и детско - взрослом сообществе на основе гуманного отношения друг к другу, коллективизма, эффективного сотрудничества со взрослыми и сверстниками адекватной самооценки.
Только в общении, в отношении с другими людьми, ребенок может почувствовать и понять самого себя, принять других, тем самым обеспечить вхождение с систему социальных отношений, адаптацию в обществе и это актуально.
В нынешних условиях эта актуальность возрастает в связи с особенностями детско – взрослого сообщества, в котором наблюдаются конфликты, возникающими по поводу ресурсов, связанными с предметами и интересами, ценностями и потребностями, проблемы с дисциплиной, трудностями в общении, что в свою очередь отрицательно влияет не только на личностное развитие дошкольника, но и в целом на образовательный процесс.
Как сложатся межличностные отношения в детском коллективе, будет зависеть от понимания детьми друг друга, от эмоционального комфорта, который возникает в процессе совместной деятельности, от умения общаться со сверстниками, результатом которых является взаимные оценки и самооценка своего образа «Я».
Кроме этого, на межличностные отношения влияют взаимооценки, которые определяются оценочными эталонами детей, формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка.
Помочь сформировать ценностные ориентации группы, найти каждому дошкольнику свое место в системе отношений с другими людьми возможно только при поддержки со стороны взрослого и особенно сверстников.
Учитывая это, возникла необходимость поиска эффективных способов организации взаимоотношений детей, основанных на партнерстве и сотрудничестве.
Одним из средств возникновения таких отношений является игра, в процессе которой ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивать базовые навыки человеческой коммуникации, которые способствуют формированию социального сознания и коммуникативных умений. Именно поэтому у нас возникла идея использования системы игр в педагогическом процессе, направленных на формирование коммуникативных навыков, сотрудничество, развитие инициативы, адекватной самооценки, уверенности в себе.
На наш взгляд, одной из технологий, позволяющей успешно решать эти качества у дошкольников является образовательная технология «Мы вместе!», которая формирует «Я концепцию», умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учитывать интересы своих партнеров, считаться с их мнением в процессе совместной деятельности и общении, соблюдать нормы и правила.
В основе технологии «Мы вместе» 10 дидактических игр, которые обеспечивают решение образовательных задач через использование всех основных видов деятельности ребенка:
- Игровой, включая сюжетно – ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр;
-Коммуникативной (общение и взаимодействие со сверстниками);
-Познавательно – исследовательскую (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), в том числе конструктивной (конструирование из разных материалов, включая конструкторы, модули, бумагу, природный или иной материал);
-Изобразительную (рисование, лепка, аппликация);
-Двигательную активность.
Основные образовательные задачи игр направлены на развитие коммуникативных и социальных навыков, и предполагают передачу определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её, включился в групповую работу, выразил свое мнение публично и высказал его.
Сами игры представляют собой «оболочки», в которые «заворачиваются» образовательные задачи. При этом не важно, какая это деятельность. Это может быть развитие математических представлений или знакомство ребенка с миром природы.
Так, например, игру «Живые прыгалки», во – первых, мы используем, для того, чтобы наши воспитанники потренировались в навыках парной работы и тем самым подготовились к более сложным формам сотрудничества в любой деятельности, во – вторых, эта игра помогает педагогу самостоятельно организовать образовательный процесс исходя из тех педагогических задач, которые решаются в данный момент и на данном возрастном этапе, независимо от того какой это вид деятельности.
Технология представляет собой открытую саморазвивающуюся систему, удобную для практического использования при реализации ООП ДО. Используемые дидактические игры органично дополняют традиционную дидактическую систему и значительно расширяют рамки двигательной и коммуникативной активности, при этом решают образовательные задачи. Дети двигаются по правилам, активно общаются и взаимодействуют, выполняя определенные правила, отстаивают свою точку зрения или отказываются от неё. Соблюдение этих правил - условие создания равных стартовых возможностей для всех участников образовательного процесса.
Игры технологии успешно используются нами как в непосредственно образовательной деятельности по разным направлениям, так и во время разных образовательных ситуациях, когда детей нужно разделить на команды.
Кроме того, технология помогает раскрыть творческий потенциал дошкольников, помочь им обрести уверенность в себе, преодолевать трудности, связанные с решением нестандартных задач, формировать навыки совместной деятельности.
Эффективность и результативность используемой образовательной технологии «Мы вместе!» подтверждается положительной динамикой, проявляющейся в адекватной оценке своих возможностей воспитанниками, умении выстраивать отношения со сверстниками, реализовывать цели, делиться своими мыслями и переживаниями, без обиды воспринимать критику.
Технология может быть использована в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте заинтересованным педагогом.
Список литературы:
- Е.Рылеева. 10 игр для социализации дошкольников. -М.: «СКРИПТОРИЙ», 2015.
- Е.В. Котова. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Самсон, 2015. 46-56 с.
- И.В. Кощиенко. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение, Выпуск № 1, 2012.- С 209-212 с.
- Л.В.Чернецкая. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов на Дону.: «Феникс», 2015.- 103с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
План разработан на 2016 - 2020 учебные года....
Презентация из опыта работы: Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой
Общение с природой – важный фактор формирования коммуникативных навыков. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблю...
Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"
Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...
План работы по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам технологий игрового обучения»
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.Единственный язык, который легко даётся детям – это язык И...
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...
Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой. (доклад из опыта работы)
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...