Консультация для родителей:" Звуко-буквенный анализ"
консультация
Консультация для родителей:" Звуко-буквенный анализ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuko-bukvennyy_analiz_slova.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования № 28
Консультация для родителей на тему:
«Звуко-буквенный анализ»
Составила воспитатель:
Фролова Е.В.
(1 категория)
2022 г.
Фонетический разбор — это определение звукового состава слова. Другими словами это разбор слова на буквы и звуки.
Для обозначения звуков используется транскрипция - графическое обозначение звука, заключенного в квадратные скобки. Для русского языка прижилась транскрипция, основанная на буквах русского алфавита (были попытки использовать более универсальные обозначения, но они не пользуются популярностью). В некоторых комплексах Вы можете встретить в транскрипциях знаки из других алфавитов, например звук [й'] может обозначаться как [j].
Такие знаки русского алфавита как ъ, ь, е, ё, ю, я в записи звуков не используются. Знак ' обозначает мягкость согласного, обозначение долгий звук, знак ударения ставиться над гласным или скобкой при побуквенном разложении.
Как происходит фонетический разбор слова?
План фонетического разбора:
- Разделить слово на слоги, поставить ударение.
- Записать транскрипцию слова и каждого звука в отдельности.
- Дать характеристику звукам. Для гласных - ударный или безударный, для согласных - парность, твердый/мягкий, звонкий/глухой
- Посчитать количество букв и звуков
Звук и буква
Звук, не отражая значения, но демонстрируя звучание слова представляет собой единицу языка. Невозможность раскрыть смысл сказанного компенсируется тем, что он позволяет отличать слова друг от друга. В качестве признаков, что позволяют дифференцировать сказанное, выступают: количество звуков, их набор и последовательность.
Буква — графический символ, основная задача которого заключается в изображении звуков на бумаге. Она лишь дополняет, независимо от того, что методы восприятия этих элементов различны. Причиной тому выступает лишь то, что озвученная речь всегда первична в отношении письменной.
Фонетическая транскрипция
Транскрипция — представляет собой схему того, как слово произносится. Она демонстрирует правильное произношение и нужна из-за того, что между буквенным и звуковым составом есть ряд несоответствий. Ее написание подразумевает применение ряда обозначений:
- [ - ] — все звуки заключаются в квадратные скобки;
- [a] — твердый звук;
- [a’] — мягкий звук.
Помимо, в случае с русским языком, нет четкого сопоставления звуков и букв. Это можно наблюдать на примере подмены гласных при смене ударения в слове. Как итог, для правильного составлении транскрипции требуется обращение к правилам фонетики.
Образование гласных и согласных звуков
Гласные. Все гласные звуки в русском языке наиболее отчетливо ощущаются под ударением, и представлены они в виде шести основных: а, и, э, ы, о, у.
Образование [а] подразумевает спуск нижней части челюсти для прохода широкого потока воздуха, сохраняя при этом в спокойном состоянии язык. Звук [э] напрямую отталкивается от положения органов во время формирования [а]: так, необходимо наполовину приподнять опущенную часть челюсти и подать язык вперед, прижимая его к нёбу. Если же поднять и подтолкнуть язык еще дальше, почти касаясь им верхней линии зубов, а проход для воздуха сузить до минимума, то получится произношение звука [и].
Образование [о] производится из исходного положения при формировании [а]. Так, проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Губы при этом должны быть вытянуты вперед и округлены.
Формирование [ы] производится от исходного положения при образовании [и]: положение рта точно такое же, однако необходимо поднять среднюю часть языка к нёбу, не касаясь его.
Звук [у] образуется при сужении прохода сильнее, чем при [о]; губы вытягиваются вперед, а задняя часть языка тянется к нёбу, не касаясь его.
Согласные. Образование согласных звуков несколько сложнее, чем гласных. Так, они подразделяются на пять способов, что будут рассмотрены поочередно.
К смычным относятся: б, к, г, п, т, д. При формировании [т] и [д] язык необходимо плотно прижать к зубам, а в случае с [к] и [г] к нёбу. Так, плотное смыкание губ актуально для звуков [п] и [б] — необходимо вывести струю воздуха наружу, чтобы получить резкий шум посредством разрыва плотно прилегающих друг к другу губам.
Смычно-проходные включают в себя: н, л, м. Для создания [л] нужно сомкнуть переднюю часть языка и верхние зубы, однако так, чтобы между краями языка и боковыми зубами были образованы щели для вывода воздуха. В случае с [м] необходимо плотно сжать губы, а с [н] плотно прижать язык к нёбу и верхним зубам — не должно быть «взрыва», так как воздух спокойно выходит через нос.
К щелевым, основу которых составляет трение воздуха, относятся: з, в, ж, ф, с, х, ш. Так, [х] образуется посредством задней части языка, нёба и созданием между ними щели; звук [с] при создании щели у переднего отдела языка и верхней линии зубов; [ф] при наличии щели между нижней губой и верхней частью челюсти.
Слитными являются: ц, ч. Если образуется [ц], то необходимо сомкнуть кончик языка и зубы вместе, а затем резким потоком воздуха их разомкнуть — в процессе этого образуется щель, через которую он выходит. Образование [ч] производится по тому же принципу, однако язык необходимо соединить с верхней частью нёба.
Дрожащие звуки: р. Он является таковым из-за того, что образуется при дрожании кончика языка.
Гласные звуки и гласные буквы
Русский язык включает в себя 10 — гласных букв: а, е, и, ё, о, ы, у, э, я, ю; 6 — гласных звуков: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Наименование «гласные» было получено вследствие «голосистого» произношения, в то время как «согласные» стали таковыми ввиду согласования при произношении.
Ударные гласные
Ударные звуки выделяют голосом, произнося их отчетливо и намеренно делая акцент в слове. Они также находятся в позиции силы за счет особого произношения и высокой интонации.
Однако стоит учитывать содержание в русском языке сложноподчиненных слов. Это значит, что происходит дифференциация на основное и второстепенное ударения. Выделяются они достаточно просто: основное — сильной интонацией; вторичное — слабой. Примечательно то, что тип интонации всегда свидетельствует о виде звука: основное ударение — ударная гласная; вторичное — безударная.
Безударные гласные
Их никогда не выделяют голосом при произношении. Позиция безударных слабая ввиду меньшей интонации. Сам звук находится в состоянии редукции — изменения. Это зависит от того, насколько конкретный звук удален от ударного, потому как чем дальше — тем выше возможность быть измененным полностью.
Согласные звуки и согласные буквы
Так, по согласным звукам и буквам статистика следующая: 21 — согласных буквы; 36 — звуков. Если их соотнести друг с другом, то в список согласных звуков и согласующихся к ним букв войдут: б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
В качестве основных критериев для дифференциации выступает: глухость и звонкость, твердость и мягкость, а также парность или не парность.
Глухие и звонкие согласные звуки
Использование этих критериев позволяет различать слова. Таким образом, глухие произносятся с минимальным усилием — голосовые связки почти не задействованы, а рот прикрыт. В случае же со звонкими все наоборот — необходимо использовать больше воздуха, а голосовые связки работают в полную силу.
Существуют также парные согласные, что образуются в случаях, когда есть связь между глухим и звонким звуком. Они, зачастую, имеют одинаковое звучание, однако произносятся с использованием различной тональности. В качестве парных стоит выделить: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. Остальные же, как следствие, являются непарными.
Позиционное оглушение / озвончение
Оно актуально в тех случаях, когда в одной позиции пересекают согласные звуки из категории глухих и звонких. Наиболее частые случаи:
- перед гласными том [том] — дом [дом];
- перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Однако несмотря на то, что подобные позиции сильные, появление звука — глухого или звонкого — предопределяется посредством расположения в слове. Полученное свойство несамостоятельное, а следовательно та позиция, в которой это произошло, — слабая.
Таким образом, парные звонки меняются на глухие в случаях, когда:
- находятся в конце слова: пруд [прут];
- расположены перед глухими: будка [бутка].
В случае же, когда глухие стоят перед звонкими — они озвончаются: молотьба [малад’ба]. Исключениями являются только: [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Отражение глухости/звонкости согласных на письме
Отражение свойства глухости или звонкости производится за счет использования специальных букв: там — дам. Однако это позволяет продемонстрировать лишь самостоятельную характеристику. Позиционная же глухость или звонкость в подавляющем большинстве случаев на письме не отражается вовсе. В качестве исключений выступает только:
- использование приставок с и з: рассылать, разбить;
- заимствования: транскрипция — транскрибировать.
Нюансом при использовании приставок выступает только то, что отражение не производится полноценно. Это связано с тем, что оно применяется в качестве уподобления, а не по первичным признакам, которые связаны с преградой согласного звука.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Если рассматривать эти свойства в совокупности с возможной парности или непарности согласных, то нужно отметить, что именно благодаря парным твердым и мягким возможно различать слова. Пример: конь [кон’] — кон [кон].
Разберем подробнее как их определить. Во-первых, если буква может в разных словах означать как твердый, так и мягкий звук, то она относится к парным. Во-вторых, приведем конкретный пример: кот [к] — кит [к’]. В этом случае пара образуется, так как используется одинаковая согласная в связке мягкости и твердость. Запомнить же нужно следующее:
- разные согласные не могут образовать пару;
- всегда твердые или мягкие звуки не могут образовать пару, например [ж].
Четкое следование этим правилам позволит не ошибаться при звуко-буквенном разборе.
Позиционное смягчение согласных
Существуют также позиции, в которых встречаются мягкие и твердые звуки. Это происходит в случаях:
- перед гласными: мол [мол] – мёл [м’ол];
- в конце слова: кон [кон] – конь [кон’];
- независимо от положения у звуков: [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] , когда они находятся перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’].
Изменения с точки зрения позиции могут быть только в случаях, когда звуки непосредственно влияют друг на друга. В русском языке они производятся непоследовательно, когда дело касается отражения различных согласных групп. Исключением является только смена [н] на [н’], что расположены перед [ч’] и [щ’].
Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
Если брать во внимание парные согласные, то все передаются одной и той же буквой, исключая лишь: [ж], [ч’], [ц]. Существует и иные методы:
- йотированные буквы, расположенные после непарных согласных, е, ё, ю, я обозначают мягкость во всех случаях, кроме тех, когда стоят после ш, ж, ц;
- когда после согласных, исключение ш, ж, ц, стоит буква и;
- наличие ь после всех согласных, кроме ш, ж.
Как итог, мягкость обозначается за счет использования гласных букв.
Функции и правописание Ъ и Ь
В русском языке у твердого знака есть одна функция:
- Деление. Способен указывать на то, что наличие йотированной гласной свидетельствует не о мягкости согласной, а о наличии двух звуков: объять [абй’́ат’], съест [сй’эст].
У мягкого же три основные функции:
- Разделительная. Она производится перед буквами я, ю, е, ё, и также берет во внимание внутреннее строение слова после приставки, например: вьюга, соловиьнный.
- Определяющая. Обозначает самостоятельность мягкости согласной, что является парной. Это происходит либо в конце слова, либо в его середине. Пример: конь, банька.
- Грамматическая. Используется в качестве грамматической основы безо всякой на то причины в фонетической «плоскости», например: ключ — ночь.
Если же говорить о правописании, то твердый знак используется:
- перед гласными: е, ё, ю, я;
- при использовании приставок, что оканчиваются на согласную;
- в иноязычных словах;
- в сложных словах, в которых первая часть — числительное.
В качестве же исключения выступают сложносокращенные слова.
Мягкий знак употребляется:
- когда стоит перед гласными: е, ё, ю, я;
- перед буквой о в словах иностранного происхождения, например: медальон.
Существуют также редкие случаи, когда правописание мягкого знака продиктовано теми нормами, что напрямую к нему не относятся.
Позиционное уподобление согласных по иным признакам
Ассимиляции — уподобление — может быть произведено не только по глухости и звонкости или твердости и мягкости. Существуют иные признаки, например — расположение преграды при образовании или характер. Так, согласные могут быть подвержены ассимиляции в таких случаях как:
- [с] и [ш] = [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’];
- [с] и [щ’] = [щ’]: расщепить [ращ’ип’ит’];
- [т] и [ч’] = [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’от] = [ач’от].
Помимо, позиционные изменения могут коснуться сразу нескольких признаков. В качестве примера можно привести: подсчёт [пач’щ’от] — здесь чередуются [д] и [ш’], представляя тем самым ассимиляцию по мягкости, глухости, расположению и характеру преграды.
Расподобление согласных
Диссимиляция — расподобление — представляет собой обратный процесс. В качестве наглядного примера рассмотри слова «мягкий» и «легкий», где по правилам ассимиляции произошло бы уподобление по глухости, здесь же будет наоборот — расподобление по типу преграды: [к’к’] = [х’к’] - лёгкий [лох’к’ий’], мягкий [мах’к’ий’].
Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
Существуют также такие сочетания, при которых соединяются три согласные, однако тот, что в центре, выпадает из общей цепи. Его именуют как «непроизносимый согласный» и встречается он в таких сочетаниях как:
- стл — [сл]: счастливый — сча[сл’]ивый;
- стн — [сн]: местный — ме[сн]ый;
- здн — [сн]: поздний — по[з’н’]ий;
- рдч — [рч’]: сердчишко — се[рч’]ишко;
- лнц — [нц]: солнце — со[нц]е.
В качестве подобного исключения также выступает [й’], когда стоит между гласными.
Как итог: фонетика представляет собой комплексный и объемный отдел языкознания, который до сих пор остается актуальным и имеет в себе много неизученного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звуковому анализу
В данном документе рассказывается, зачем нужно учить детей звуковому анализу, даётся характеристика звуков русского языка и рассказывается, чем буквы отличаются от звуков, представлены игры для закреп...
Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов
Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...
Консультация для родителей "Звуко - буквенный анализ слова"
Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте...
Семинар - практикум для родителей "Звуко-буквенный анализ и синтез слова"
Семинар для родителей....
Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»
laquo;Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его эл...
Консультация для родителей "Звуко-буквенный анализ"
Что включается в это понятие "звуко-буквенный анализ". На какие группы делятся все звуки нашей речи.Характеристика гласных звуков, согласных звуков. Пример звукового анализа слова МАК....
Консультация для родителей «Звуко-буквенный анализ слова».
Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьн...