Консультация для родителей «Звуко-буквенный анализ слова».
консультация (старшая группа)

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, определение места звука в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_zvuko_bukvennyy_analiz_slov.docx496.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

Консультация для родителей

«Звуко-буквенный анализ слова».

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Литвинова М.М.

г. Долгопрудный

2022 г.

Большинство родителей предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Как показывает практика, основной причиной является нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков, умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, определение места звука в слове.

А что же такое звуки? Звуки — это то, что мы слышим и произносим. А буквы? Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки: А, У, О, И, Ы, Э. Они произносятся плавно, воздух проходит свободно, во рту нет преграды, их можно петь.

Гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных).Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ]. Гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.

При произношении согласных звуков во рту встречается преграда, мешающая воздуху проходить свободно. Это могут быть губы, зубы, язык. Согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах фишкой синего цвета, мягкие — зеленого цвета. Чтобы детям было понятнее, сравниваем твердые звуки с камушком, а мягкие – с подушечкой.

https://sun9-47.userapi.com/impf/c849028/v849028096/469eb/UXe8gNP3Ry0.jpg?size=604x453&quality=96&sign=0bb81db6b882786d57a6918d9ae80478&type=album

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Для закрепления навыка определения твердости – мягкости звука можно использовать игру «Сигнальщики».В ходе игры взрослый называет слова, начинающиеся на твердый или мягкий согласный звук, а ребенок показывает синий или зеленый сигнал – фишку. А также игры: «Подари картинки Тому и Тиму» (или Дане и Диме, Вове и Вите), «Выбери картинки», «Разложи правильно».

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняется, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Можно поиграть в игру «Звонкий - глухой». Если в начале слова слышен звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик перечеркнут.

https://sun9-18.userapi.com/impg/c858220/v858220820/1ba8a0/Ud-SqY1XwLs.jpg?size=960x720&quality=96&sign=151ab77564e812218d65cfe5c5730809&c_uniq_tag=RsE3tDHq_UjMn0GpzmQjzIE02L-WxM0ba-VvBi31eKc&type=albumhttps://sun9-18.userapi.com/impg/c858220/v858220820/1ba8a0/Ud-SqY1XwLs.jpg?size=960x720&quality=96&sign=151ab77564e812218d65cfe5c5730809&c_uniq_tag=RsE3tDHq_UjMn0GpzmQjzIE02L-WxM0ba-VvBi31eKc&type=album

Игры для закрепления понятий глухой – звонкий: «Покажи нужную картинку» «Подари картинку Дане или Толе».

Чтобы ребенку было легче выполнить звуковой анализ слова, используется вот такая схема. Сначала мы называем звук, потом определяем согласный звук или гласный (наличие преграды во рту). Если звук согласный, то какой он, глухой или звонкий. Далее определяем твердый или мягкий звук. Выбираем фишку нужного цвета.

https://sad2.berezino-asveta.gov.by/files/01492/obj/140/15923/ico/img3.jpg

Необходимо соблюдать чёткую последовательность предъявляемых слов: слова из двух звуков (ау, ох), слова из трех звуков (рак, кит), слова из двух слогов (часы, мама), слова из одного слога со стечением согласных (стол, волк), слова из двух слогов (сумка), слова из трех слогов (собака).

Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

3. Обозначь выделенный звук фишкой красного, синего или зелёного цветов.

4. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно. Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

5. Обозначь выделенный звук фишкой.

6. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.

7. Произнеси слово по фишкам.

8. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове? (Можно сосчитать гласные звуки или прохлопать слово)

Звуковой анализ слова ДЫМ.

ДДДЫМ – скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми фишку, которая обозначает согласный звук и положи ее под картинкой.

ДЫЫЫМ– скажи, как я. Какой звук ты слышишь после Д? Какой это звук? Возьми фишку, которая обозначает гласный звук и положи ее после Д.

ДЫМ – (подчёркнуто артикулируется звук М) – какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми фишку, которая обозначает согласный звук и положи ее после звука А.

Назови все звуки в слове ДЫМ по порядку.

Где находиться звук Ы : в начале, в конце или в середине слова?

Какой первый звук в слове ДЫМ? А какой в этом слове последний звук?

Назови гласный звук в слове.

Назови согласные звуки в слове.

Сколько всего звуков в слове ДЫМ?

https://mypresentation.ru/documents_6/40c1410ab8d42cee836a29e871246f9e/img117.jpg

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. А затем выложить слово буквами или записать.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов

Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...

Консультация для воспитателей «Обучение детей анализу слов, образованию существительных с помощью суффиксов»

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его. Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии...

Консультация для родителей "Звуко - буквенный анализ слова"

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте...

Презентация, методическое пособие для педагогов, родителей «Звуко-буквенный анализ и синтез – основа успешного освоения грамоты»

laquo;Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»Цель занятий по подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его эл...

Консультация для родителей "Звуко-буквенный анализ"

Что включается в это понятие "звуко-буквенный анализ". На какие группы делятся все звуки нашей речи.Характеристика гласных звуков, согласных звуков. Пример звукового анализа слова МАК....

Консультация для родителей:" Звуко-буквенный анализ"

Консультация для родителей:" Звуко-буквенный анализ"...