Консультация для родителей по звуковому анализу
консультация (подготовительная группа) на тему

В данном документе рассказывается, зачем нужно учить детей звуковому анализу, даётся характеристика звуков русского языка и рассказывается, чем буквы отличаются от звуков, представлены игры для закрепления знаний и отработки навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_zvukam.docx200.33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей звуковому анализу слов

Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как чтению, так и письму (печатанию), исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово. 

 

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

-определение количества звуков в слове,

-определение места звука в слове,

-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).

Уважаемые родители, ПОМНИТЕ:

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки: произносятся при помощи голоса, не встречают преграды, поются, образуют слог.

Согласные звуки: произносятся при помощи голоса и шума или только шума, не поются, встречают преграду (губы, зубы, язык), сами по себе слог не образуют (только в сочетании с гласными).

Гласных звуков 6: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]

Гласных букв 10:

- шесть, как правило, соответствуют звукам (но в безударной позиции буква и звук могут не совпадать: очки – [ач’к’и] сапоги- [сапаг‘и])

- четыре йотированные, которые либо обозначают два звука (Я- [й’а], Ю-[й’у], Е-[й’э], Ё-[й’о]), если стоят

  • в начале слова,
  • после гласной,
  • после Ъ и Ь,

 либо смягчают предыдущий согласный звук и обозначают один гласный.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласных букв 21.

Согласных звуков 36.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим  глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).

Звонкие звуки: [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’],  [Н], [Н’],  [Р], [Р’].

Глухие звуки: [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].

На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (для обозначения мягкости согласного звука используется значок «»)

Всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук»

Договариваемся, какой звук ловим. Взрослый называет слово, ребёнок говорит есть или нет в этом слове нужный звук. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце)? Возможен вариант: ребёнок называет слова, а взрослый говорит есть ли нужный звук.

Игра «Поймай слово за носик (за хвостик)»

Взрослый произносит слово, а ребёнок называет в нём первый (последний) звук. Если игра идёт трудно, можно для начала поменяться с ребёнком местами – он называет слово, вы – первый (последний звук).

Внимание! Ловим за носик: слова, начинающиеся с гласного ЗВУКА,

                                                 слова, начинающиеся с согласного ЗВУКА.

Гласный звук и буква могут не совпадать!

                      Ловим за хвостик: слова, заканчивающиеся согласным ЗВУКОМ,

                                                       слова, заканчивающиеся гласным ЗВУКОМ.

Парные по глухости\звонкости на конце оглушаются!

Игра «Слова»

Игра построена по типу игры «Города», только с любыми словами (существительными). Ребёнок называет слово, вы –слово, которое начинается на последний звук его слова, он –слово, которое начинается на последний звук вашего слова и так далее.

Внимание! Работа идет со звуками. Следите, что если слово закончилось на мягкий звук, глухой звук или гласный звук, то ваше слово именно так и должно начинаться. В данном случае мы работаем СО ЗВУКАМИ, а не с буквами:

[дуп] - [пуля]

[кост‘] - [т’эн’]

[пул’а] - [аист]

Игра «Обозначь звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). И так далее.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Игра «Выбирай!»

Взрослый предлагает ребёнку 2 предмета (картинки, слова) и просит угадать, что он загадал, если слово начинается (заканчивается) … звуком.

Например: даны машинка и кукла. Я загадала слово, которое начинается на звонкий твёрдый согласный. (машинка)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей дома учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?».

- Изобрази букву ( своим телом).

- Найди букву наощупь ( объемные буквы из мягкого паззла).

- В ряду букв ( в тексте) обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки, из мозаики, лепка букв из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования педагога и семьи должны быть одинаковы!

О звуко-буквенном анализе поговорим позднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Шпаргалка для родителей по звуковому анализу

Схема для ориентации при звуковом анализе слов...

памятка для родителей по звуковому анализу слова

Данный материал поможет родителям освежить в памяти звуковой анализ слов...

Консультация для родителей Овладение звуковым анализом

Краткая консультация для родителей содержит основы овладения звуковым анализом....

Консультация для родителей «Формирование звукового анализа и синтеза»

Анализ  это разделение целого на составные части.Звуковой анализ – разделение целого, слова на звуки, из которых оно состоит.При обучении письму и чтению исходящим процессом является звуков...