Пальчиковые маски как средство развития связной речи дошкольника
консультация

Жалнина Ольга Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые маски как средство развития связной речи дошкольника

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковые маски – это небольшие маски, рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы

 рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

Предлагаемая методика основана на применении методов: арттерапии, сказкотерапии, терапии историями и игровой терапии. Ценность этой методики в комплексном использовании всех этих методов. Методика позволяет решать следующие задачи:

  1. Диагностические: выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния, интонационных акцентов и смысла сочиненной и разыгранной истории.
  2. Коррекционные: сочиненная история – само по себе терапевтическое явление, т.к. это продукт творческого акта. В коррекционных целях разыгрываются сценки и этюды, где основные герои воплощают основной характерологическиий порок ребенка – «патологическую доминанту» и идеальную личность этого же ребенка.
  3. Развивающие задачи: развитие мелкой моторики, внимания, фантазии и образного мышления, связной речи.

Возможны следующие формы работы с пальчиковыми масками: постановка известной сказки или заданной ситуации и сочинение и постановка истории, отыгрывание диалогов. Занятия могут проводиться индивидуально или с группой детей. В зависимости от задач занятия могут использоваться готовые пальчиковые маски или создаваться детьми.

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи пальчиковых масок обладает несомненной пользой для ребенка: развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков), стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания. Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память, театральные постановки развивают фантазию и воображение. Обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым. В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и вверх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме). А так же появляется возможность самовыражения на сцене, которая развивает артистические и творческие способности.

Выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным. А главное при помощи маски перед малышом открывается удивительный мир сказки. Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

 Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира. Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.

 А главное при помощи  пальчиковой маски перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях. 

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

quot;Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Пальчиковый театр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связа...

ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....

Картотека консультаций для родителей : "Пальчиковая гимнастика как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Возраст ребенка от 2 до 4 лет, является наиболее ответственным периодом в жизни человека, когда устанавливаются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот ...