Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах».
Развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте нельзя переоценить. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами, установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического мышления. Первые представления о форме, размерах и положении предметов в пространстве ребенок получает еще в дошкольном возрасте. Одним из самых сложных для познания является такой признак, как форма предмета. Чтобы его определить, надо познать эталоны формы. Такими эталонами являются геометрические фигуры (объемные и плоскостные).
Развитие у детей дошкольного возраста представлений о форме и геометрических фигурах позволяет:
• расширять и углублять знания об окружающей действительности;
• развивать умственные операции:
- анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);
- синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
- абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);
- обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб - это четырехугольники»);
- классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
• расширять и обогащать словарный запас;
• развивает сенсорику и мелкую моторику;
• способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности;
• подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
• развивает логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
Данная консультация будет полезна для родителей, она поможет формированию у детей элементарных математических представлений дома, развитию логического мышления, доставит радость от процесса познания.
Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
В картотеку подобраны дидактические игры для детей средней группы.
Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
1) «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры.
Ход игры:
Взрослый кладет перед ребенком карточку с изображением дома (таблица из 6 клеток с нарисованными в них геометрическими фигурами и одна клетка пустая) и набор геометрических фигур. Например: в верхнем ряду все три круга разного цвета, а в нижнем только 2 квадрата разного цвета и одна клетка пустая. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. В каждой комнате живет геометрическая фигура. Назови их. А теперь посмотри, в одной комнате нет жильца, как ты думаешь, кто здесь живет и почему?» (Ребенок выбирает нужную фигуру и кладет ее в пустую клетку).
Рекомендации:
Всегда выстраиваем с детьми цепочку рассуждений, используя анализ (разбираем на части) и синтез (обобщаем, делаем выводы). Чем похожи «жильцы» в комнатах, а чем различаются? Кто должен жить в пустой клетке и почему?
Дети могут дать ответ, оставив размышления «в уме». Все же попросить их объяснить выбор «словами». Это важно для того, чтобы алгоритм решения подобных логических задач закрепился в памяти детей.
2) «Продолжи узор»
Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по 1-2 свойствам:
Ход игры:
Ребёнку предложены карточки с нарисованным «бусами» из геометрических
фигур, необходимо продолжить составлять «бусы», соблюдая последовательность согласно образцу.
1 вариант - необходимо продолжить узор только по 1 свойству: цвет
2 вариант - (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине).
3) «Садовник».
Цель: Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости по определённым
признакам (цвет, форма, размер).
Ход игры:
Ребенку раздаются большие круги из картона (клумбы) и цветные геометрические фигуры (цветы). Взрослый предлагает садовникам-детям посадить на грядки-круги цветы (геометрические фигуры)
1 вариант- посадить цветы конкретной формы
(например, только круг или только квадрат и т. д.).
2 вариант можно усложнить – посадить цветы конкретного цвета и размера (только желтые и круглые, на другую клумбу только красные и треугольные, на следующую только синие и квадратные и на последнюю только зеленые и прямоугольные)
4) «Угощение для куклы».
Цель: Развитие умения сравнивать предметы по 1-2 свойствам. Понимание слов: «разные», «одинаковые»
Ход игры.
1 вариант: В гости к детям пришла кукла Катя. Спросить чем мы будем её угощать? Катя, как и все дети, любит конфеты. Конфетами будут геометрические фигуры. Задание угостить куклу конфетами, но конфеты в левой и правой руке должны отличаться только формой, далее только цветом.
2 вариант: Отличие конфет по двум признакам: цвету и форме, форме и размеру и т.д.
5) «Из каких фигур состоит предмет?»
Цель: формирование умения узнавать геометрические фигуры на демонстрационных рисунках, называть их.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть готовые рисунки из геометрических фигур (например поезд, дом, медвежонок и т.д.) Назвать из каких фигур состоит рисунок, назвать цвет и размер.
6) Дидактическая игра «Составь предмет по образцу»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры и составлять предмет по образцу.
Ход игры:
Взрослый дает ребенку карточку, состоящую из двух частей, слева изображен готовый рисунок из геометрических фигур, правая часть пустая и набор цветных геометрических фигур. Затем, дети определяют, какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же предмет. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
2 вариант - Предложить выполнить аналогичный узор по памяти.
7) «Посмотри и повтори»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания, зрительного восприятия.
Ход игры.
Взрослый дает ребенку карточку, на которой изображен контур геометрической фигуры (например, желтый квадрат) и предлагает из фасоли такого же цвета рядом выложить эту фигуру, предварительно назвав её. (Фасоль окрашивается в разные цвета). Если ребенку сложно выполнить задание, используется метод наложения.
8) «Геометрические раскраски»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания
Ход игры.
Взрослый предлагает выбрать карточку, на которой изображен контур предмета из геометрических фигур. Задание: необходимо назвать, что изображено. Перечислить изображенные геометрические фигуры. Раскрасить геометрические фигуры по заданию воспитателя (например, круги в черный цвет, квадраты в красный и т.д.) А остальной рисунок по желанию
9) «Угадай, чего не стало?»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Ход игры:
Взрослый выкладывает несколько геометрических фигур и просит их назвать и запомнить. Потом предлагает ребенку закрыть глаза и убирает одну фигуру, а ребенок называет ту фигуру, которую убрал взрослый. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.
10) «Что лишнее?»
Цель: формировать у детей умение применять знания о геометрических фигурах при решении логических задач.
Ход игры:
Взрослый выкладывает в ряд несколько фигур (например, три квадрата и один прямоугольник). Задание: какая фигура лишняя. Дети показывают и называют геометрические фигуры, находят «лишнюю» фигуру и объясняют, почему она «лишняя».
Памятка для родителей о том, как играть с ребёнком в дидактические игры:
- Играйте со своим ребёнком, как только предоставляется возможность: можно играть в разные игры при поездке в транспорте, во время хозяйственных дел, на прогулке и др.
- В игре будьте для своего ребёнка примером: доводите игру до конца, не нарушайте правил, будьте предельно объективны в самооценке и оценке других игроков, терпеливы и выдержаны, контролируйте свои эмоции.
- Помните, что игра необходима в жизни ребёнка, в его развитии, в общении со сверстниками и родителями. Учитывайте при выборе игры особенности вашего малыша.
- Используйте игры грамотно, стремитесь с их помощью развивать не только память, внимание, мышление, но и волю, характер, самостоятельность и активность ребёнка.
- Почти в каждой игре есть упрощённый и усложнённый вариант её проведения. Начинайте игру с простых правил, постепенно вводите новое и усложняйте игру. Помните, что ребёнок активно фантазирует и готов к творчеству. Поощряйте его творческие шаги в игре.
- Нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Никогда не сравнивайте ребёнка с его товарищем, можно сравнивать его только с самим собой!
- Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.
- Не стоит «подыгрывать» ребёнку, не замечая его ошибок и промахов, это приводит к исчезновению главной педагогической ценности игры: воспитания воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.
- При анализе и оценивании деятельности ребёнка учитывайте его индивидуальные особенности. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои результаты. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.
- Накапливайте различные игры (в том числе дидактические). Овладев методикой их проведения, вы получите важный опыт общения со своим ребёнком, поможете ему научиться управлять собой.
- Помните, что доброжелательная, радостная обстановка сотрудничества и игры с ребенком принесёт огромное удовлетворение не только ему, но и вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений
материалы для работы по региональному компоненту...
Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...