Опыт работы по теме: «Использование инновационной авторской педагогической технологии «Линейный календарь» в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени»
план-конспект занятия (средняя группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynyy_kalendar.docx634.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

(МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок»)

                                                                                                                                                                                                                                           

Опыт работы по теме:

«Использование инновационной авторской педагогической технологии «Линейный календарь» в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени»

                                                           

                                                           

                                                                  Выполнил:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2023г.

Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время- это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Однако использование данных моделей в детском саду, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Общепринятый матричный календарь слишком сложен для дошкольников, которые не умеют читать,  еще не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается.    

 Матричный календарь- слишком условная, слишком «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка. Он не может формировать представления о течении времени, его направлении из прошлого, через настоящее в будущее. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.

Идея технологии мне очень понравилась, и я решила ее применить в своей работе с детьми средней группы.

Пособие «Линейный календарь» создаётся из подручных средств при непосредственном участии детей, заполняется тоже детьми.

По задумке автора технологии неделя в таком календаре выглядит как полоса бумаги, разделенная на 7 ячеек (по количеству дней недели). В понедельник в начале каждой недели во время утреннего круга дети заполняют календарь. У каждого события есть свой символ (например, рабочий день в саду- картинка здания сада, выходной- домик, день рождения- торт и т. п) Так же в календаре можно отмечать погоду и интересные события из жизни группы.

Приступая к работе, я поставила перед собой цель познакомить детей с элементарными представлениями о времени: его текучести, периодичности, необратимости. Данная цель направлена на реализацию следующих задач:

- Вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели и календаря.

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, устный счет.

-Развивать внимание, память, зрительное восприятие.

-Формировать связную речь.

Предварительная работа заключалась в следующем:

-беседа о временах года, сезонных явлениях

-чтение произведений о временах года, днях недели

Разрабатывая календарь, мы с детьми решили, что каждому времени года будет соответствовать свой цвет: осень- оранжевый (красный), зима- синий (голубой), весна- зеленый, лето- желтый (так подписаны месяцы в календаре). Дети с большим интересом дети вовлеклись в этот творческий процесс планирования. Для заполнения календаря использую картинки- наклейки, распечатанные на принтере: рабочий день- мячик, выходной- домик, день рождения- торт, ясная погода- солнышко, пасмурная погода- тучи, также картинки с изображением дождя, снега, ветра и т.д). В первую неделю работы с календарем заполняли только рабочие и выходные дни событиями, проговаривали дни недели, обращая внимания на цвета. В понедельник второй недели после прогулки предложила отметить на нашем календаре погоду. Карточки с погодой дети брали в уголке природы из коробочки «Погодные явления» и заполняли ими свободные от событий клеточки. Дети с радостью отмечали на календаре наклейкой в виде корзинки с овощами и фруктами, Снегурочки и Дед Мороза такие праздники как Осенины и Новый год и считали до них дни. Отработанные календари хранятся в уголке природы.

Работа по технологии продолжается. К концу года планируем достичь следующие результаты:

-Дети имеют элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости.

-Правильно применяют термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, время года

-Сформированы представления о последовательности дней недели, времен года, пониманию и правильному употреблению слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.

В планах использовать эту технологию и в дальнейшем в старшей и подготовительной группах, постепенно усложняя и дополняя функции и задачи календаря.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706624065767.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706624065759.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706624065745.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706624065811.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706718016531.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\Линейный календарь\1706718016558.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\Среда группы\1706957179968.jpeg

C:\Users\Пользователь\Desktop\1706972292100.jpeg C:\Users\Пользователь\Desktop\1706972292094.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

Использование театрализованных игр по сказкам  в развитии воображения, памяти и речи детей  младшего         дошкольного возраста...

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего  дошкольного возраста".  Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений

материалы для работы по региональному компоненту...

«Познавательно-исследовательская деятельность при формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени»

         Экспериментальная  деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность,...

Дидактические игры для формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».

Цели: Формирование  представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности  дошкольников....

План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...