Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений
учебно-методический материал (средняя группа)

Фролова Татьяна Владимировна

Задачи:

 - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, 

- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_razvitiyu_logich._myshleniya_frolovoy_1.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи:

 - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям,  

- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза.

Тема недели

Содержание деятельности

Предметно-развивающая среда

Зимушка-зима

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года),

Д/упр с предметными картинками: «Какие животные спят зимой?», «Какие птицы зимуют в городе?», «Мамы и детки», «Назови одним словом»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию                

ИКТ- игра «Чем покормим птиц?» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.      

ИКТ- игра «Найди отличия». Цель: развивать умения сравнивать.

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Зима»

Настольно-печатная игра «Лото. Времена года»

Предметные картинки с изображением диких животных, птиц.    

 Блоки Дьенеша и схемы для игр «Рассели жильцов по квартирам».

ИКТ- игра «Чем покормим птиц?»

ИКТ- игра «Найди отличия» (времена года).

Пазлы, разрезные картинки по теме «Зима»

День и ночь сутки прочь.

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (части суток)  

Д/упр. с предметными картинками диких и домашних животных, птиц, предметов мебели «Кто где живёт?», «На чем спят?», «Назови одним словом»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Икт – игра «Что напутал художник».   Цель: формировать умения анализировать.                        

Д/упр с геометрическими фигурами «Какие предметы имеют такую же форму?»

Цель: формировать умения сравнивать, обобщать.

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Части суток»

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (части суток)  

Предметные картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, предметов мебели                          

 ИКТ -игра «Что напутал художник».                                               Геометрические фигуры.    

 Пазлы, разрезные картинки по теме «Части суток»                                  

Подарки

Д/упр с предметными картинками  «Игрушки» типа «Подбери игрушки для девочек и для мальчиков», «Какие предметы можно подарить мамам (бабушкам, папам, другу)», «Чем можно украсить ёлку». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.      

Д/упр. «Сравни живого зайца и игрушечного».    Цель: формировать умения сравнивать.                

Настольно- печатная игра, ИКТ- игра  «Кто где живет?» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.      

Предметные картинки с изображением игрушек и других различных предметов, которые можно преподнести в подарок.

Видеоролик «Заяц», игрушка «Заяц».

Икт – игра «Отгадай мой подарок»

Настольно- печатная игра, икт- игра «Кто где живет?»

Новогодний праздник

Д/упр с предметными картинками «Кто приходит к ребятам на праздник». «Добрые и злые герои сказок». Игры с чудесным мешочком «найди деревянные- пластмассовые- резиновые игрушки», «Подарки для животных»

 Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.                            

 «Д/упр с геометрическими фигурами «Собери предмет», «Скажи, из каких геометрических фигур состоит предмет».

Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию      

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Новый год»  

Предметные картинки «Герои сказок», «Игрушки». Деревянные, пластмассовые, резиновые игрушки и «Чудесный» мешочек,

Геометрические фигуры.

Икт- игра «Собери предмет из геометрических фигур», «Скажи, из каких геометрических фигур состоит предмет».

Блоки Дьенеша и схемы для игр. «Рассели жильцов по квартирам».

Пазлы, разрезные картинки по теме «Новогодний праздник»

К нам гости пришли.

Икт – игра «Что напутал художник».   Цель: развивать умение анализировать.                        

Икт- игра «Найди отличия». Цель: развивать умение сравнивать.

Д/упр с предметными картинками «Птицы», «Одежда», «Посуда»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Д/упр «Сравнение зайца и синицы».    Цель: формировать умения сравнивать.      

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Семья»

Икт – игра «Что напутал художник».  

 Икт- игра «Найди отличия».

Предметные картинки «Птицы», «Одежда», «Посуда»

Пазлы, разрезные картинки по теме «Семья»

Зимние развлечения

Д/упр «Сравни снег и лёд» Цель: формировать умения сравнивать.                  

Д/упр с сюжетными картинками «Зимние и летние развлечения».  Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.                                                  

Д/упр «Придумаем знаки для обозначения ухода за комнатными растениями». Цель: развивать умение кодировать информацию.                                                                      

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года),

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Новый год»  

Пазлы, разрезные и сюжетные картинки по теме «Зимние и летние развлечения».  

 Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года),  

Путешествие в Африку с доктором Айболитом .

Составление описательных рассказов о животных жарких стран. Цель: формировать умения декодировать информацию.                

Д/упр с предметными картинками «Животные жарких стран», «Расставь животных от самого большого до самого», «Хищники и травоядные», д/упр «Четвертый лишний»

 «Кто как от врагов спасается»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.                            

Д\И «Кто как устроен». Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.

 Д\И «Профессии взрослых».     Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.    

Д\И «Что кому для дела нужно» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.                                                

д/упр «Сравнение жирафа и тигра. Цель: формировать умения сравнивать.                          

«Сложи из геометрических фигур, из конструктора Лего животных жарких стран»     Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.                                                          

Схема для составления описательного рассказа о животных жарких стран                                        

 Пазлы, предметные и разрезные картинки «Животные жарких стран»                              Геометрические фигуры, конструктор Лего и  образцы «Животные жарких стран».

Н/П игра «Кто как устроен»      

 Д/н/п\И «Профессии взрослых», «Что кому для дела нужно».  

Икт- игры «Что перепутал художник»

   

Море и его обитатели

Д/упр с предметными картинками «Морские обитатели» типа «Четвертый лишний»

Цель: формировать умения обобщать, сравнивать.                            

д/упр «Сравнение кита и моржа. Цель: формировать умения сравнивать.

 «Сложи из геометрических фигур, из конструктора Лего морских обитателей»  

Д\И» Данетка» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.

 Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Морские обитатели»        

 Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

                   

Схема для составления описательного рассказа о морских обитателях.                                        

 Пазлы, предметные и разрезные картинки по теме «Морские обитатели»                            Геометрические фигуры, конструктор лего. Образцы « Морские обитатели.                                        

Н/П игра «Кто как устроен»      

Защитники.

Д/ упр с предметными картинками: «Военная техника», «Военные профессии»

д/упр «Четвертый лишний»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию                

ИКТ- игра «Найди отличия» (время года: зима). Цель: формировать умения сравнивать.

Настольно-печатная игра «Времена года»

Предметные картинки «Военная техника», «Военные профессии»

Блоки Дьенеша и схемы для игр.

ИКТ- игра «Найди отличия» (времена года)

Праздник бабушек и мам.

Д/упр с предметными картинками «Одежда», «Посуда»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.                            

Д\И «Профессии мам».     Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.    

Д\И «Что кому для дела нужно» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза.                                                

д/упр «Сравнение предметов одежды. Цель: формировать умения сравнивать.                          

Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года).

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Семья»

Предметные картинки «Одежда»,

н\п игра «Лото одежда»

«Домино одежда»

разрезные картинки по теме «Семья»                            

 Д/н/п\И «Профессии взрослых», «Что кому для дела нужно».    

Пазлы, разрезные картинки по теме «Семья»

Каким бывает огонь?

 Д\И «Бывает или нет «Цель: формировать умения обобщать.                                                                                               Беседа по содержанию стихотворения «Путаница «Цель: формировать умение рассуждать делать умозаключение.  

Д\И» Опасные предметы «Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.  

Игры со счетными палочками и мозаикой.      

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»                                                                                  

Предметные картинки «Опасные и безопасные предметы».

Какой бывает вода?

 Экспериментирование «Игры с водой. Тонет не тонет», д/упр «Четвертый лишний»

 Цель: формировать представлений о свойствах воды умения обобщать, классифицировать

сравнения: «вода-лёд-снег» Цель: формировать умения сравнивать.

Д/и «Кому нужна вода?» Цель: формировать умение анализировать, систематизировать информацию.

Презентация «Почему воду нужно беречь»

Отгадывание загадок о воде

Предметные картинки для составления коллажа «Кому нужна вода?»

К нам весна шагает.

Д\Упр. «Признаки весны «Весенние явления в природе», д\И «Времена года» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать, сравнивать

 д/у «Кто где живет», «Назови детенышей»

д/упр «Четвертый лишний»

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Весна»

Д/и «Времена года». Пазлы, разрезные картинки по теме «Весна». Предметные картинки »Дикие животные и их детеныши»

Схема для составления описательного рассказа о весне.

Любимая сказка. Дороги добра.

Сравнение сказочных героев. Цель: формировать умения обобщать, классифицировать, сравнивать. Размышления детей о добрых поступках.

д/упр «Четвертый лишний»

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

Предметные картинки «Герои сказок», иллюстрации к любимым сказкам.

Кто построил этот дом.

Д\упр с предметными картинками «Дикие и домашние животные и их дома»

 «Кто где живёт», д/упр «Четвертый лишний»

Цель: формировать умения обобщать, классифицировать.

Д/И «Угадай по описанию» Цель: формировать умение сравнивать.

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию                

Д/упр «Собери предмет из геометрических фигур».

Д/И «Что сначала, что потом» Цель:  Учить устанавливать последовательность событий

Д/и  «Кому, что для работы нужно».    

Предметные картинки «Дикие и домашние животные и их дома»

Блоки Дьенеша

Д/И «Что сначала, что потом»

Д/И «Что сначала, что потом» Колесникова стр.67 игра №4 картинки

Что там в небе голубом

 Экспериментальная деятельность  «Летает -не летает»

Цель: формировать умение обобщать, классифицировать, сравнивать.

Д/упр «Нарисуй недостающую фигуру» Цель: формировать умение анализировать и конкретизировать.

Игры со счетными палочками и мозаикой.                                                                                                              

Предметы для экспериментирования

 «Летает -не летает» .

Икт-игра «Выбери  недостающую фигуру»

«Выдумщики и изобретатели»

Д/упр с мячом «Плавает – не плавает» Цель: формировать умение сравнивать.

Д/И «Угадай по описанию» Цель: формировать умение сравнивать, анализировать

Д/И «Кого забыл нарисовать художник» Цель: формировать умение анализировать.

Игры со счетными палочками и мозаикой.      

 Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»                                                                                                  

Предметные картинки «Транспорт»

картинка «Кого забыл нарисовать художник»  Колесникова стр.70 игра 1

«Такие разные насекомые»

Д/ и «Летает – ползает», «Четвертый лишний» Цель формировать умение классифицировать, анализировать.

Д/И «Угадай по описанию»

Цель: формировать умение сравнивать, анализировать по признакам предмета

Д/И «Собери из геометрических фигур» Цель: учить объединять разобщенные части в одно целое.

Д/И «Летает – не летает», «Четвертый лишний»

Д/И «Угадай по описанию»

Д/И «Собери из геометрических фигур»

Предметные картинки «Насекомые».

«Во поли береза стояла»

Д/И «С какого дерева листок» Цель: формировать умения классифицировать.

Экспериментирование «Тонет не тонет» Цель: формировать представления о свойствах предметов, умения обобщать, классифицировать

Д/И «Так бывает или нет» Учить делать умозаключения..

Д/И «Соедини правильно» Развивать умение анализировать.

Д/упр «Перелетные и зимующие птицы», «Четвертый лишний». Цель: развивать умение анализировать, классифицировать .

 Сравнение вороны и ласточки.

Составление описательных рассказов о птицах, насекомых по схеме.

Д/И «Соедини правильно» Колесникова стр. 72 задание 2

 Предметные картинки «Перелетные и зимующие птицы»,»Насекомые»

 Схема для составления описательного рассказа о птицах, насекомых.

«Праздничная почта»

Д/И «Когда это бывает» Цель; развивать умение классифицировать, сравнивать.

Д\И «Кто на почте работает» Д/упр «Найди такие предметы» ( круглые, красные, твердые, большие, нужные для занятий спортом, нужные для приготовления еды и др.) Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку.

н/п/и «Профессии взрослых», «Кому, что для работы нужно».    

Разные предметные картинки.

н/п игра «Времена года»

«Летние путешествия»

Д/И «На чем путешествуют» Цель. Развивать умение классифицировать.

Экспериментирование с мокрым и сухим песком.  Цель развивать умение сравнивать.

Д/И «Из каких фигур состоит кошка» Цель: развивать умения осуществлять анализ и синтез

Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Лето».

д/и «Четвертый лишний» с предметными картинками »Дикие животные и их детеныши», «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Цветы».

Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»

Д/И «Кто на чем путешествует»

Д/И «Кого мы называем железнодорожником»

Д/И «Из каких фигур кошка»

Пазлы, разрезные сюжетные картинки по теме «Лето».

Предметные картинки »Дикие животные и их детеныши», «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Цветы».

Схемы для составления описательных рассказов о птицах, насекомых.

В работе с детьми с 4-х  до 5-и лет можно использовать игры:

-  со счетными палочками типа «Дострой домик», «Продолжи ряд» (одна палочка стоит, другая лежит и т.д.), «Построй такие же фигуры», «Выложи предмет из палочек», «Переложи палочку так, чтобы получилась другая фигура (предмет)».

-  со словами типа «Я начну произносить, а вы угадайте слово» (слова используем  типа «ма.. (ма), ябло..(ко), ку…(бик) и другие в соответствии с лексической темой недели. (Давайте возможность ребенку выигрывать. Называйте знакомые предметы. Не произносите сразу много слов. Первый раз достаточно 3-5 слов. Затем постепенно увеличивайте количество слов. Чаще используйте слова, которые предполагают разные варианты, например, моло…(-дец, ..-ко, ..-ток), ко…(-рова, -за, -мар, -лесо) и др.);

- со словами типа «За покупками» (педагог предлагает вспомнить, что можно купить в овощном магазине (в магазине мебели, в магазине одежды и др.)

- с лабиринтами (например, на листе ватмана рисуем дороги для маленьких машинок и предлагаем ребенку определить «Путь в гараж», обязательно должны быть варианты путей с препятствиями, с тупиками.)

- с мозаикой (типа «Продолжи ряд» )

- на составление рассказа по серии картинок, предварительно выстраивая картинки в логической последовательности.

- игры и упражнения на поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения –это хорошо,, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть)

- игры и упражнения на установление причинно- следственных связей, установление аналогий, построение рассуждений.

Художественно- продуктивную деятельность:

-игра «Узнавалки» (взрослый рисует часть предмета или его условное обозначение (образ) и предлагает ребенку узнать предмет, назвать его, дорисовать. Про предмет можно составить рассказ или предложение.

- «Дорисуй или найди недостающую фигуру» (на листе бумаги нарисовать  9 квадратов (3*3), в 8-и квадратах нарисовать фигуры (или разложить плоскостные фигуры). Ребенку необходимо нарисовать недостающую фигуру (или выложить недостающую фигуру, найти ее среди предложенных).

- задания на анализ и синтез предметов сложной формы типа «Закрась только те геометрические фигуры, из которых состоит нарисованный предмет», «Закрась предмет, который состоит из нарисованных рядом геометрических фигур», «Скажи, сколько в нарисованном предмете тех или иных геометрических фигур».

Использовать развивающие задания из тетради для занятий с детьми 4-5 лет «Логика» М.В.Беденко, М., «Вакоша», 2020.

Перечень ИКТ - игр по развитию логического мышления

Тема недели

Название игры

Зимушка-зима

День и ночь сутки прочь.

Подарки

Новогодний праздник

К нам гости пришли.

Зимние развлечения

Зимние развлечения

Путешествие в Африку с доктором Айболитом .

Море и его обитатели

Защитники.

Чаепитие. Родной очаг

Праздник бабушек и мам.

Каким бывает огонь?

Какой бывает вода?

К нам весна шагает.

Любимая сказка. Дороги добра.

Кто построил этот дом.

Что там в небе голубом

«Выдумщики и изобретатели»

«Выдумщики и изобретатели

«Такие разные насекомые»

«Во поли береза стояла»

«Праздничная почта»

«Летние путешествия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста

Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...

Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.

Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....