Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений
учебно-методический материал (средняя группа)
Задачи:
- развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям,
- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_po_razvitiyu_logich._myshleniya_frolovoy_1.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста
посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений
Задачи:
- развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям,
- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтеза.
Тема недели | Содержание деятельности | Предметно-развивающая среда |
Зимушка-зима | Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года), Д/упр с предметными картинками: «Какие животные спят зимой?», «Какие птицы зимуют в городе?», «Мамы и детки», «Назови одним словом» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию ИКТ- игра «Чем покормим птиц?» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. ИКТ- игра «Найди отличия». Цель: развивать умения сравнивать. Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Зима» | Настольно-печатная игра «Лото. Времена года» Предметные картинки с изображением диких животных, птиц. Блоки Дьенеша и схемы для игр «Рассели жильцов по квартирам». ИКТ- игра «Чем покормим птиц?» ИКТ- игра «Найди отличия» (времена года). Пазлы, разрезные картинки по теме «Зима» |
День и ночь сутки прочь. | Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (части суток) Д/упр. с предметными картинками диких и домашних животных, птиц, предметов мебели «Кто где живёт?», «На чем спят?», «Назови одним словом» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Икт – игра «Что напутал художник». Цель: формировать умения анализировать. Д/упр с геометрическими фигурами «Какие предметы имеют такую же форму?» Цель: формировать умения сравнивать, обобщать. Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Части суток» | Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (части суток) Предметные картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, предметов мебели ИКТ -игра «Что напутал художник». Геометрические фигуры. Пазлы, разрезные картинки по теме «Части суток» |
Подарки | Д/упр с предметными картинками «Игрушки» типа «Подбери игрушки для девочек и для мальчиков», «Какие предметы можно подарить мамам (бабушкам, папам, другу)», «Чем можно украсить ёлку». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д/упр. «Сравни живого зайца и игрушечного». Цель: формировать умения сравнивать. Настольно- печатная игра, ИКТ- игра «Кто где живет?» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. | Предметные картинки с изображением игрушек и других различных предметов, которые можно преподнести в подарок. Видеоролик «Заяц», игрушка «Заяц». Икт – игра «Отгадай мой подарок» Настольно- печатная игра, икт- игра «Кто где живет?» |
Новогодний праздник | Д/упр с предметными картинками «Кто приходит к ребятам на праздник». «Добрые и злые герои сказок». Игры с чудесным мешочком «найди деревянные- пластмассовые- резиновые игрушки», «Подарки для животных» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. «Д/упр с геометрическими фигурами «Собери предмет», «Скажи, из каких геометрических фигур состоит предмет». Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Новый год» | Предметные картинки «Герои сказок», «Игрушки». Деревянные, пластмассовые, резиновые игрушки и «Чудесный» мешочек, Геометрические фигуры. Икт- игра «Собери предмет из геометрических фигур», «Скажи, из каких геометрических фигур состоит предмет». Блоки Дьенеша и схемы для игр. «Рассели жильцов по квартирам». Пазлы, разрезные картинки по теме «Новогодний праздник» |
К нам гости пришли. | Икт – игра «Что напутал художник». Цель: развивать умение анализировать. Икт- игра «Найди отличия». Цель: развивать умение сравнивать. Д/упр с предметными картинками «Птицы», «Одежда», «Посуда» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д/упр «Сравнение зайца и синицы». Цель: формировать умения сравнивать. Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Семья» | Икт – игра «Что напутал художник». Икт- игра «Найди отличия». Предметные картинки «Птицы», «Одежда», «Посуда» Пазлы, разрезные картинки по теме «Семья» |
Зимние развлечения | Д/упр «Сравни снег и лёд» Цель: формировать умения сравнивать. Д/упр с сюжетными картинками «Зимние и летние развлечения». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д/упр «Придумаем знаки для обозначения ухода за комнатными растениями». Цель: развивать умение кодировать информацию. Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года), Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Новый год» | Пазлы, разрезные и сюжетные картинки по теме «Зимние и летние развлечения». Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года), |
Путешествие в Африку с доктором Айболитом . | Составление описательных рассказов о животных жарких стран. Цель: формировать умения декодировать информацию. Д/упр с предметными картинками «Животные жарких стран», «Расставь животных от самого большого до самого», «Хищники и травоядные», д/упр «Четвертый лишний» «Кто как от врагов спасается» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д\И «Кто как устроен». Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. Д\И «Профессии взрослых». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д\И «Что кому для дела нужно» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. д/упр «Сравнение жирафа и тигра. Цель: формировать умения сравнивать. «Сложи из геометрических фигур, из конструктора Лего животных жарких стран» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. | Схема для составления описательного рассказа о животных жарких стран Пазлы, предметные и разрезные картинки «Животные жарких стран» Геометрические фигуры, конструктор Лего и образцы «Животные жарких стран». Н/П игра «Кто как устроен» Д/н/п\И «Профессии взрослых», «Что кому для дела нужно». Икт- игры «Что перепутал художник»
|
Море и его обитатели | Д/упр с предметными картинками «Морские обитатели» типа «Четвертый лишний» Цель: формировать умения обобщать, сравнивать. д/упр «Сравнение кита и моржа. Цель: формировать умения сравнивать. «Сложи из геометрических фигур, из конструктора Лего морских обитателей» Д\И» Данетка» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. Игры с пазлами, разрезными картинками по теме « Морские обитатели» Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам»
| Схема для составления описательного рассказа о морских обитателях. Пазлы, предметные и разрезные картинки по теме «Морские обитатели» Геометрические фигуры, конструктор лего. Образцы « Морские обитатели. Н/П игра «Кто как устроен» |
Защитники. | Д/ упр с предметными картинками: «Военная техника», «Военные профессии» д/упр «Четвертый лишний» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию ИКТ- игра «Найди отличия» (время года: зима). Цель: формировать умения сравнивать. | Настольно-печатная игра «Времена года» Предметные картинки «Военная техника», «Военные профессии» Блоки Дьенеша и схемы для игр. ИКТ- игра «Найди отличия» (времена года) |
Праздник бабушек и мам. | Д/упр с предметными картинками «Одежда», «Посуда» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д\И «Профессии мам». Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д\И «Что кому для дела нужно» Цель: развивать умения осуществлять операции анализа и синтеза. д/упр «Сравнение предметов одежды. Цель: формировать умения сравнивать. Настольно- печатная игра «Когда это бывает?» (времена года). Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Семья» | Предметные картинки «Одежда», н\п игра «Лото одежда» «Домино одежда» разрезные картинки по теме «Семья» Д/н/п\И «Профессии взрослых», «Что кому для дела нужно». Пазлы, разрезные картинки по теме «Семья» |
Каким бывает огонь? | Д\И «Бывает или нет «Цель: формировать умения обобщать. Беседа по содержанию стихотворения «Путаница «Цель: формировать умение рассуждать делать умозаключение. Д\И» Опасные предметы «Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Игры со счетными палочками и мозаикой. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» | Предметные картинки «Опасные и безопасные предметы». |
Какой бывает вода? | Экспериментирование «Игры с водой. Тонет не тонет», д/упр «Четвертый лишний» Цель: формировать представлений о свойствах воды умения обобщать, классифицировать сравнения: «вода-лёд-снег» Цель: формировать умения сравнивать. Д/и «Кому нужна вода?» Цель: формировать умение анализировать, систематизировать информацию. | Презентация «Почему воду нужно беречь» Отгадывание загадок о воде Предметные картинки для составления коллажа «Кому нужна вода?» |
К нам весна шагает. | Д\Упр. «Признаки весны «Весенние явления в природе», д\И «Времена года» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать, сравнивать д/у «Кто где живет», «Назови детенышей» д/упр «Четвертый лишний» Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Весна» | Д/и «Времена года». Пазлы, разрезные картинки по теме «Весна». Предметные картинки »Дикие животные и их детеныши» Схема для составления описательного рассказа о весне. |
Любимая сказка. Дороги добра. | Сравнение сказочных героев. Цель: формировать умения обобщать, классифицировать, сравнивать. Размышления детей о добрых поступках. д/упр «Четвертый лишний» Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» | Предметные картинки «Герои сказок», иллюстрации к любимым сказкам. |
Кто построил этот дом. | Д\упр с предметными картинками «Дикие и домашние животные и их дома» «Кто где живёт», д/упр «Четвертый лишний» Цель: формировать умения обобщать, классифицировать. Д/И «Угадай по описанию» Цель: формировать умение сравнивать. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» Цель: формировать умения кодировать и декодировать информацию Д/упр «Собери предмет из геометрических фигур». Д/И «Что сначала, что потом» Цель: Учить устанавливать последовательность событий | Д/и «Кому, что для работы нужно». Предметные картинки «Дикие и домашние животные и их дома» Блоки Дьенеша Д/И «Что сначала, что потом» Д/И «Что сначала, что потом» Колесникова стр.67 игра №4 картинки |
Что там в небе голубом | Экспериментальная деятельность «Летает -не летает» Цель: формировать умение обобщать, классифицировать, сравнивать. Д/упр «Нарисуй недостающую фигуру» Цель: формировать умение анализировать и конкретизировать. Игры со счетными палочками и мозаикой. | Предметы для экспериментирования «Летает -не летает» . Икт-игра «Выбери недостающую фигуру» |
«Выдумщики и изобретатели» | Д/упр с мячом «Плавает – не плавает» Цель: формировать умение сравнивать. Д/И «Угадай по описанию» Цель: формировать умение сравнивать, анализировать Д/И «Кого забыл нарисовать художник» Цель: формировать умение анализировать. Игры со счетными палочками и мозаикой. Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» | Предметные картинки «Транспорт» картинка «Кого забыл нарисовать художник» Колесникова стр.70 игра 1 |
«Такие разные насекомые» | Д/ и «Летает – ползает», «Четвертый лишний» Цель формировать умение классифицировать, анализировать. Д/И «Угадай по описанию» Цель: формировать умение сравнивать, анализировать по признакам предмета Д/И «Собери из геометрических фигур» Цель: учить объединять разобщенные части в одно целое. | Д/И «Летает – не летает», «Четвертый лишний» Д/И «Угадай по описанию» Д/И «Собери из геометрических фигур» Предметные картинки «Насекомые». |
«Во поли береза стояла» | Д/И «С какого дерева листок» Цель: формировать умения классифицировать. Экспериментирование «Тонет не тонет» Цель: формировать представления о свойствах предметов, умения обобщать, классифицировать Д/И «Так бывает или нет» Учить делать умозаключения.. Д/И «Соедини правильно» Развивать умение анализировать. Д/упр «Перелетные и зимующие птицы», «Четвертый лишний». Цель: развивать умение анализировать, классифицировать . Сравнение вороны и ласточки. Составление описательных рассказов о птицах, насекомых по схеме. | Д/И «Соедини правильно» Колесникова стр. 72 задание 2 Предметные картинки «Перелетные и зимующие птицы»,»Насекомые» Схема для составления описательного рассказа о птицах, насекомых. |
«Праздничная почта» | Д/И «Когда это бывает» Цель; развивать умение классифицировать, сравнивать. Д\И «Кто на почте работает» Д/упр «Найди такие предметы» ( круглые, красные, твердые, большие, нужные для занятий спортом, нужные для приготовления еды и др.) Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку. | н/п/и «Профессии взрослых», «Кому, что для работы нужно». Разные предметные картинки. н/п игра «Времена года» |
«Летние путешествия» | Д/И «На чем путешествуют» Цель. Развивать умение классифицировать. Экспериментирование с мокрым и сухим песком. Цель развивать умение сравнивать. Д/И «Из каких фигур состоит кошка» Цель: развивать умения осуществлять анализ и синтез Игры с пазлами, разрезными картинками по теме «Лето». д/и «Четвертый лишний» с предметными картинками »Дикие животные и их детеныши», «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Цветы». Игры с блоками Дьенеша «Рассели жильцов по квартирам» | Д/И «Кто на чем путешествует» Д/И «Кого мы называем железнодорожником» Д/И «Из каких фигур кошка» Пазлы, разрезные сюжетные картинки по теме «Лето». Предметные картинки »Дикие животные и их детеныши», «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Цветы». Схемы для составления описательных рассказов о птицах, насекомых. |
В работе с детьми с 4-х до 5-и лет можно использовать игры:
- со счетными палочками типа «Дострой домик», «Продолжи ряд» (одна палочка стоит, другая лежит и т.д.), «Построй такие же фигуры», «Выложи предмет из палочек», «Переложи палочку так, чтобы получилась другая фигура (предмет)».
- со словами типа «Я начну произносить, а вы угадайте слово» (слова используем типа «ма.. (ма), ябло..(ко), ку…(бик) и другие в соответствии с лексической темой недели. (Давайте возможность ребенку выигрывать. Называйте знакомые предметы. Не произносите сразу много слов. Первый раз достаточно 3-5 слов. Затем постепенно увеличивайте количество слов. Чаще используйте слова, которые предполагают разные варианты, например, моло…(-дец, ..-ко, ..-ток), ко…(-рова, -за, -мар, -лесо) и др.);
- со словами типа «За покупками» (педагог предлагает вспомнить, что можно купить в овощном магазине (в магазине мебели, в магазине одежды и др.)
- с лабиринтами (например, на листе ватмана рисуем дороги для маленьких машинок и предлагаем ребенку определить «Путь в гараж», обязательно должны быть варианты путей с препятствиями, с тупиками.)
- с мозаикой (типа «Продолжи ряд» )
- на составление рассказа по серии картинок, предварительно выстраивая картинки в логической последовательности.
- игры и упражнения на поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения –это хорошо,, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть)
- игры и упражнения на установление причинно- следственных связей, установление аналогий, построение рассуждений.
Художественно- продуктивную деятельность:
-игра «Узнавалки» (взрослый рисует часть предмета или его условное обозначение (образ) и предлагает ребенку узнать предмет, назвать его, дорисовать. Про предмет можно составить рассказ или предложение.
- «Дорисуй или найди недостающую фигуру» (на листе бумаги нарисовать 9 квадратов (3*3), в 8-и квадратах нарисовать фигуры (или разложить плоскостные фигуры). Ребенку необходимо нарисовать недостающую фигуру (или выложить недостающую фигуру, найти ее среди предложенных).
- задания на анализ и синтез предметов сложной формы типа «Закрась только те геометрические фигуры, из которых состоит нарисованный предмет», «Закрась предмет, который состоит из нарисованных рядом геометрических фигур», «Скажи, сколько в нарисованном предмете тех или иных геометрических фигур».
Использовать развивающие задания из тетради для занятий с детьми 4-5 лет «Логика» М.В.Беденко, М., «Вакоша», 2020.
Перечень ИКТ - игр по развитию логического мышления
Тема недели | Название игры |
Зимушка-зима | |
День и ночь сутки прочь. | |
Подарки | |
Новогодний праздник | |
К нам гости пришли. | |
Зимние развлечения | |
Зимние развлечения | |
Путешествие в Африку с доктором Айболитом . | |
Море и его обитатели | |
Защитники. | |
Чаепитие. Родной очаг | |
Праздник бабушек и мам. | |
Каким бывает огонь? | |
Какой бывает вода? | |
К нам весна шагает. | |
Любимая сказка. Дороги добра. | |
Кто построил этот дом. | |
Что там в небе голубом | |
«Выдумщики и изобретатели» | |
«Выдумщики и изобретатели | |
«Такие разные насекомые» | |
«Во поли береза стояла» | |
«Праздничная почта» | |
«Летние путешествия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста
Развитое логическое мышлениеявляется очень важным показателем интеллекта растущего ребенка. Для того чтобы заинтересовать маленьких детей заданиями,которые помогут развить у них логику, необходимо при...
Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста
аннотация к презентации...
Система по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и ИКТ игр.
Задачи: - продолжать развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия,- развивать у детей умения обобщать; классифицировать; осуществлять операции анализа и синтез...
"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
План по самообразованию для педагога....