Блоки Дьенеша
консультация

Зарубина Лилия Александровна

Работа с блоками Дьенеша развивает мышление дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша

Это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.

Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:

  • Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
  • Трех  цветов (красный, желтый, синий);
  • Двух размеров (большой и маленький);
  • Двух видов толщины (толстый и тонкий).

Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  3. Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
  4. Развивать пространственные представления.
  5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Комплект логических  блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.

Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются  несколько плоских наборов логических фигур.

( Отличительная черта плоского набора - одинаковая толщина ). Желательно, чтобы размеры плоских фигур соответствовали набору объемных блоков.  ( Показать набор).

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (показать карточки).понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки - свойства помогут детям перейти от наглядно - образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.

Также можно изготовить пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющие кодовые карточки. ( Рассказать о способе изготовления пособия)

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал- игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую- то часть. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

Большая часть игр, за исключением логических задач, не адресуются конкретному возрасту. ( Все зависит от уровня интеллектуального развития конкретной группы). Поэтому, если вы только начинаете работу с блоками, необходимо идти по пути от простого к сложному.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова « блок».

1 этап. Знакомство.

Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними (использование альбома «Блоки Дьенеша»).

Проводятся игры:

  1. Найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру );
  2. Найди все синие фигуры (красные, желтые);
  3. Найди большие фигуры.
  4. Найди две одинаковые фигуры.

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

 2 этап.

Учим ребят оперировать и классифицировать по одному признаку( свойству).

  1. Игра « Воздушные шары»;
  2. Игра «Разложи по цвету» (круги трех цветов);
  3. Игра «Цветок» (подбираются только круги - большой и маленькие);
  4. Игра «Фабрика» (преобразование фигур);
  5. Игра «Дорожки», « Найди фигурам домики»;
  6. Игра «Веселые обручи» ( в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);
  7. Знакомство с карточками. Игры с карточками. ( Загадки – нахождение блока по карточке).
  8. Игра « Подарим кукле бусы».

3 этап.

Учим ребят оперировать и классифицировать по двум признакам:

  1. Пособие « Дружат - не дружат» (сходство - отличие). Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.
  2. Игры « Домики», «дорожки»
  3. Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».
  4. Игра « Веселые обручи»
  5. Игра «Выложи узор»;

4 этап.

Классификация по трем  и четырем признакам. Используются те же игры, но с усложнением.

Формы работы с блоками Дьенеша.

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.  
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно - печатные игры, подвижные, сюжетно - ролевые игры). В подвижных играх - предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек. В сюжетно - ролевых играх - Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта- адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес на домиках обозначается кодовыми карточками.
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (изо - деятельность, аппликация, предметные ориентиры).

   Особенности структуры игр и упражнений позволяют по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения.  Каждую игру можно использовать в любом возрасте (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

 Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша позволяют педагогу решить  задачу чрезвычайной важности:  развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, что бы педагог осуществлял творческий подход к работе.

Рекомендуемая литература:

  1. «Логика и математика для дошкольников», Е.А. Носова
  2. « Математика до школы»  Р.Л. Непомнящая
  3. «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Е.Н.Панова
  4. «Математика от трех до семи» З.А. Михайлова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...