Блоки Дьенеша
консультация
Работа с блоками Дьенеша развивает мышление дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denesha.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические блоки Дьенеша
Это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.
Комплект блоков Дьенеша состоит из геометрических фигур:
- Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- Трех цветов (красный, желтый, синий);
- Двух размеров (большой и маленький);
- Двух видов толщины (толстый и тонкий).
Работа с блоками Дьенеша позволяет решать комплекс задач:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, толщиной, размером объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.
Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются несколько плоских наборов логических фигур.
( Отличительная черта плоского набора - одинаковая толщина ). Желательно, чтобы размеры плоских фигур соответствовали набору объемных блоков. ( Показать набор).
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (показать карточки).понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки - свойства помогут детям перейти от наглядно - образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.
Также можно изготовить пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющие кодовые карточки. ( Рассказать о способе изготовления пособия)
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал- игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую- то часть. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Большая часть игр, за исключением логических задач, не адресуются конкретному возрасту. ( Все зависит от уровня интеллектуального развития конкретной группы). Поэтому, если вы только начинаете работу с блоками, необходимо идти по пути от простого к сложному.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова « блок».
1 этап. Знакомство.
Совместно с детьми рассмотреть коробку с фигурами. Отметить, что их много, они разноцветные. Предложить детям поиграть с ними (использование альбома «Блоки Дьенеша»).
Проводятся игры:
- Найди такие же фигуры, как эта по цвету (форме, размеру );
- Найди все синие фигуры (красные, желтые);
- Найди большие фигуры.
- Найди две одинаковые фигуры.
После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.
2 этап.
Учим ребят оперировать и классифицировать по одному признаку( свойству).
- Игра « Воздушные шары»;
- Игра «Разложи по цвету» (круги трех цветов);
- Игра «Цветок» (подбираются только круги - большой и маленькие);
- Игра «Фабрика» (преобразование фигур);
- Игра «Дорожки», « Найди фигурам домики»;
- Игра «Веселые обручи» ( в один обруч положить все синие фигуры, в другой- все красные);
- Знакомство с карточками. Игры с карточками. ( Загадки – нахождение блока по карточке).
- Игра « Подарим кукле бусы».
3 этап.
Учим ребят оперировать и классифицировать по двум признакам:
- Пособие « Дружат - не дружат» (сходство - отличие). Дети открывают для себя, что одни и те же фигуры «дружат» и «не дружат» одновременно.
- Игры « Домики», «дорожки»
- Игры «фабрика», «Подарим кукле бусы».
- Игра « Веселые обручи»
- Игра «Выложи узор»;
4 этап.
Классификация по трем и четырем признакам. Используются те же игры, но с усложнением.
Формы работы с блоками Дьенеша.
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно - печатные игры, подвижные, сюжетно - ролевые игры). В подвижных играх - предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек. В сюжетно - ролевых играх - Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта- адрес на посылке, письме обозначается блоками, адрес на домиках обозначается кодовыми карточками.
- Вне занятий, в развивающей среде группы (изо - деятельность, аппликация, предметные ориентиры).
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любом возрасте (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Использование палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша позволяют педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, что бы педагог осуществлял творческий подход к работе.
Рекомендуемая литература:
- «Логика и математика для дошкольников», Е.А. Носова
- « Математика до школы» Р.Л. Непомнящая
- «Дидактические игры - занятия в ДОУ» Е.Н.Панова
- «Математика от трех до семи» З.А. Михайлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация- блоки Дьенеша
цель , игры...
Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша
Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша...
Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....
Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"
В памятке для педагогов представлен практический материал по применению блоков Дьенеша в работе с детьми ....
Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»
Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....
«Блоки Дьенеша – логическая игра для развития и ума» Логические блоки Дьенеша.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...