Культура речевого общения
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Культура речевого общения
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, ихдоброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь ввиду, что система речевого общения, сложившаяся средивзрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они немогут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, ихпсихофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющаясоциальную значимость. Нравственный мир личности, как взеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлениюконтакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. Инаконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пустьсовсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, ккому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевогоэтикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, дажеесли он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, чтовежливость – это «…моральное качество, характеризующеечеловека, для которого уважение к людям стало повседневнойнормой поведения и привычным способом обращения кокружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговариватьс людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.
Напрашиваетсявывод: всем, кому доверено воспитание подрастающегопоколения, важно быть предельно взыскательными ксобственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на егоречевом поведении? Вправе ли он «включать» в своёнастроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любойпедагог или родитель всегда должен быть немного актёром. Аэто значит уметь владеть собой, быть требовательным ксобственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлятьтерпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, чтосказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучатьприветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы ихпроизносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные,
доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо-крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются ноткинетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка этоимеет особое значение: он чутко реагирует на речевуютональность, так как ещё не всегда может вникнуть в сутьсказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общениес ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задачакритикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нёмстремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания втактичной, уважительной форме. Большую роль играют тондоверительности и доброжелательности, логически правильновыстроенная цепь доказательств, умение принять во вниманиевозражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакамопределять эмоциональное состояние своих детей и адекватно
ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьтедоброжелательными в отношении к окружающим, подходите кним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь нажелание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношениймежду взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждыйпедагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речевого общения
Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...
"Культура речевого общения"
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников....
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...
Культура речевого общения детей
«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», — отмечал В.В. Давыдов....
"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".
В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....
Воспитание культуры речевого общения.
Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...
Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной...