"Культура речевого общения"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechevogo_obshcheniya.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста»
Одним из компонентов общения выступает культура речи, которая определяет:
- формирование знаний норм и правил,
- умение взаимодействовать с окружающими,
- желание вступать в контакт.
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребенком правил и норм общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы. Обучение детей предполагает:
- введение в словарь этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения,
- объяснение их значения,
- формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.
Основные задачи обучения речевой культуры речи:
- ввести в активный словарь этические стереотипы,
- формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения,
- способности эффективно осуществлять деятельность,
- проводить работу по освоению собственно речевых форм.
Методические рекомендации педагогам
- При работе по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Предусматривайте сочетание различных форм деятельности:
- регламентированной,
- совместной педагога с детьми,
- самостоятельной детей.
3. Соблюдайте принципы использования различных методов и приемов.
4. Помните, что работа, проводимая в ДОУ по формированию речевой культуры общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм как:
- индивидуальные беседы,
- консультации,
- круглые столы,
- родительские собрания,
- анкетирования,
- день открытых дверей.
5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению материала.
6. обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:
- обращайтесь по имени,
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка,
- используйте тактильные прикосновения.
7. Старайтесь выслушивать детей до конца, даже если у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.
8. Помните, что речь – отражение вашей личности. Следите за собственной речью:
- исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт,
- учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога,
- обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов,
- на интонирование, помните, что верно расставленные интонации влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический климат,
- постарайтесь избавится от слов – паразитов,
- трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить её для понимания детей.
9. Помните, что с ребенком дошкольного возраста вся информация лучше усваивается не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия детьми: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
10. Организуя общение с детьми, старайтесь понять их настроение.
11. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
12. Умейте анализировать процесс общения.
13. Для напоминания ребенку этикетных норм используйте игровые приемы, а не нотации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речевого общения
Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.
Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...
Культура речевого общения детей
«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», — отмечал В.В. Давыдов....
"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".
В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....
Воспитание культуры речевого общения.
Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...
Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной...
Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО
В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...