"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".
статья по теме
В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада.
Рощина Л.Н.
Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений – проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути - попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы [4].
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию – младшие, средние, старшие, подготовительные. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения.
Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста.
Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других [7].
Контакты со сверстниками, младшими и старшими по возрасту детьми дают возможность приобрести опыт общения, в том числе и опыт культуры речевого общения.
Специфика образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада обусловлена наличием системы межвозрастных детских взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, складывающийся в системах взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-дети», обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника [6].
В образовательном процессе разновозрастной группы детского сада формируется высокий психолого-педагогический потенциал развивающих возможностей для его субъектов.
Общение ребенка в микросреде разновозрастной группы детского сада повышает его социальную компетентность, формирует социальное «Я», развивает социальную чуткость, будет способствовать развитию межличностных отношений, так необходимых ему в процессе адаптации в школьный период, который скоро станет зоной актуального развития ребенка [3].
Совместная деятельность детей разного возраста оказывает положительное влияние на развитие речи младших, овладение ими правилами поведения, навыками самообслуживания. Общение с малышами благотворно влияет на нравственное развитие старших: они проявляют заботу, внимание, оказывают помощь, могут пожалеть, проявить сочувствие [9].
Позиция старших в общении, которая формируется у детей под влиянием педагога, стимулирует развитие личности старшего дошкольника. Под влиянием взрослого (совет, одобрение, оценка, просьба помочь, пример) у детей старшего возраста происходит осознание роли старшего в общении, они «принимают» задачу заботиться о младших, стремятся научить, показать, объяснить [5].
Взрослый, положительно подкрепляя действия и поступки старших, обращает на них внимание малышей. Таким образом, старший ребенок начинает все более и более ориентироваться на младшего партнера. Тем самым ценность общения в разновозрастной группе поднимается на более высокий уровень.
Выполнение важной, значимой для окружающих деятельности, обращение к старшему ребенку, как к помощнику способствует развитию высокого уровня выполнения старшими детьми нравственных норм и усвоения положительных форм общения с другими детьми [8].
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием играют с детьми старшего дошкольного возраста, прислушиваются к их советам, наблюдают за их действиями, пытаются подражать поведению.
Взаимодействие детей среднего и старшего дошкольного возраста напоминают отношения с ровесниками. Характерное поведение: ссоры из-за игрушек, из-за более привлекательной роли в игре.
Следовательно, дети среднего дошкольного возраста в разновозрастной группе находятся в самом трудном положении. Старшие дошкольники с ними конкурируют, а младшие ждут помощи и поддержки. Таким образом, занимая промежуточное положение, дети среднего дошкольного возраста ведут себя попеременно: то в соответствии со своим возрастом, то ничем не отличаются от малышей, или, напротив, от старших. Большим же авторитетом у них пользуется взрослый [6].
Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности), взаимопонимание (основа вежливости), свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения [10].
Старший дошкольник в межвозрастном взаимодействии может быть внимательным, доброжелательным, ласковым, а может безапелляционно командовать, управлять действиями младшего товарища, не считаться с его желаниями, поручать самые неинтересные роли, а иногда отнимать игрушки, обижать. В этом случае младшие дошкольники, видя отрицательные образцы поведения, могут следовать им. Поэтому для разновозрастной группы очень важно чтобы старшие дети являлись образцом культуры общения, в том числе и речевого[1].
Исследования В.В. Гербовой убедительно показали, что разновозрастной состав группы создает благоприятные условия для развития речи и у старших и у младших детей [2], а при правильно организованной педагогической работе общение детей разных возрастов оптимизирует процесс формирования культуры речевого общения.
В условиях детского сада ребенок находится в разнородной речевой среде. Это обусловлено как общением с товарищами по группе, так и общением со взрослыми: педагогами и сотрудниками детского сада, родителями других детей. К сожалению, образцы речевого общения, воспринимаемые детьми, не всегда соответствуют принятым нормам культуры речевого общения, что негативно сказывается на детях. Есть и еще один аспект данной проблемы, а именно – общение детей в разновозрастных группах, при котором на младших детей значительное влияние оказывает специфика речевого общения старших детей. Находясь длительное время вместе, дети оказываются в рамках собственной субкультуры, специфика которой определяет общую культуру речевого развития детей.
Культура речевого общения дошкольника рассматривается в контексте его нравственного развития. Овладение нравственными нормами невозможно вне общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Высокий уровень культуры речевого общения является основным условием успешной социализации дошкольника. Культура речевого общения способствует развитию у детей решительности, расширяет потребность в общении, формирует умение поддерживать беседу, контролировать свою речь и поступки, определяет характер будущих отношений личности с другими людьми. Разновозрастной состав группы создает благоприятные условия для воспитания навыков культуры речевого общения при условии правильно организованной педагогической работы.
Воспитанию культуры речевого общения у детей разновозрастной группы способствует работа, включающая в себя:
- Формирование у старших детей представлений о возможностях младших и желания показывать им положительный пример.
- Использование в работе занятий, этических бесед, произведений художественной литературы с последующим обсуждением, игр, в содержание которых включены нормы культуры речевого общения.
- Создание ситуаций, при которых старшие дети могут подать положительный пример младшим, а младшие имеют возможность следовать ему.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в детский сад, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.
В разновозрастной группе дети младшего дошкольного возраста при правильно организованной педагогической работе, овладевают навыками, свойственными детям более старшего возраста.
Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
Список литературы:
- Буре Р.С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села / Р.С.Буре, Н.Я. Михайленко, В.К. Котырло и др., под ред. Р.А.Курбатовой – М.: Просвещение – 1989 – 158 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1987 – 207 с.
- Дронова Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада /Т.Н. Дронова, В. Г.Щур, С.Г.Якобсон //Дошкольное воспитание - 1985-№6 - С.12-16.
- Колпакова В.А. Преимущества разновозрастной группы /В.А. Колпакова, И. Б. Едакова // Руководитель.-2004-№2-С.57-59.
- Колпакова В. А. Разновозрастное комплектование групп детского сада как условие повышения эффективности образовательного процесса/ В. А. Колпакова, И. Б. Едакова // Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. - 2003 - № 19 - С. 69-72.
- Минкина М. В. Методика работы в разновозрастной группе детсада/М. В. Минкина - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Вышэйш.шк., 1977 – 143 c.
- Никифорова Т.И. Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада: Автореферат дис. канд. пед. наук –Якутск, 2008 – 19 с.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. №4. С.29-37.
- Флегонтова Н.П. Межвозрастное общение детей в дошкольном учреждении как «школа нравственности»//Нравственное воспитание на современном этапе. Материал научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов учебных педагогических заведений.- М.:МГПУ, 2001- 230 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада
Особенности проведения занятий, формы проведения занятий, типы занятий...
Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"
В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....
«Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада».
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности....
«Организация педагогической помощи детям с низкой познавательной активностью в условиях группы детского сада общеобразовательного вида»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности человека в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка в дошкольном детст...
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...
«Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группе детского сада»
laquo;Особенности создания образовательной среды в разновозрастной группедетского сада»...
Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада"
Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада"...