Мастер-класс для родителей "Разнообразные способы лепки"
методическая разработка (младшая группа)

Барсукова Наталья Александровна

Мастер-класс для родителей «Разнообразные способы лепки».

 

«Талант ваших детей находится на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Разнообразные способы лепки».

«Талант ваших детей находится на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ваш ребёнок! Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире. Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях. Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Во время лепки ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы, оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми разного возраста используем такие три вида лепки:

• предметная;

• сюжетная;

• декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

Способы лепки:

• конструктивный;

• пластический;

• комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический - способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т. д.

Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются.

Основные приемы лепки:

Отщипывание Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами - большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение Одним или двумя - тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

В средней группе дети мало работают над уточнением формы, она остается обобщенной. Дети осваивают новые приёмы:

1)Учим лепить овоид (объемный овал) из шара.

2)Учим делить кусок на нужное количество частей (либ отрыванием, либо стекой, используется способ - пополам и еще раз пополам.

3)Осваивают новый способ соединения частей - примазывание, замазывание мест соединения.

4)Учим лепить посуду способом вдавливания в шар или в цилиндр и украшать ее налепом или прорисовыванием.

5)Учим лепить конус (морковка) 2 способами: оттягивание от общей массы, раскатывание с разной силой нажима.

6)Подводим детей, знакомим со способом лепки из целого куска (рыбка)

В начале года дети лепят овощи и фрукты, игрушки по типу народной - птичка. Дети усваивают правила, что общая часть лепится всей ладонью, а детали и мелкие части – пальчиками. Во втором квартале лепят «Девочка в длинной шубке», тщательно примазываю голову, примазывают руки - столбики, воротник придавливают, глаза - стекой делаю углубления, нос слегка прищипывают. На основе овоида дети могут лепить ежика, зайку, мишку, кошку, собаку и поросят. Дети могут лепить посуду другим способом - тарелочка приемом поднимания краев у диска.

При обучении лепки посуды используется полный показ со словесным пояснением (Шар держим в одной руке, на ладошке и вдавливаем большим пальцем) Полный показ и 2 варианта: сделать ручку у чашки - оттянуть от массы стенок, примазать столбик - валик к стенкам; обязательно вся посуда украшается.

Способ лепки рыбки:

1. Сначала раскатываем шар.

2. Затем раскатываем.

3.  расплющиваем.

4. Оттягиваем хвост, оттягиваем мордочку.

5. Прищипываем плавники, глаза делаем налепом.

6. Лепим чешую рыбки: прорисовывание стекой, налепом маленьких дисков, пайетки.

Советы родителям

1. Лепите всегда в хорошей, доброжелательной обстановке;

2. Никакой критики в сторону ребенка, лишь добрые пожелания;

3. Развивайте его любознательность;

4. Поощряйте новые, оригинальные идеи;

5. Используйте личный пример творческого подхода к решению возникших проблем;

6. Обязательно давайте возможность ребенку задавать вопросы, причем активно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Мастер класс на тему: Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить педагогов дошкольного образования с интегрированным подхо...

Мастер-класс «Изготовление плоскостного театра способом пластилинографии»

Очень необычную находку сделала для себя не очень давно. Простой в изготовлении и удобный в использовании плоскостной театр. Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс по изготовлению Козочки.Нам пон...

конспект мастер-класса с педагогами на тему: "Лепка нетрадиционными способами"

Представленный материал содержит конспект проведения мастер-класса с педагогическими работниками по овладению нетрадиционными спосами лепки с детьми старшего дошкольного возраста. Я хочу поделиться св...

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными способами рисования» для родителей средней группы.

Повышение компетентностей родителей в области художественно-творческого развития детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей детского сада. Лепка из пластилина/ Мастер-класс «Я леплю из пластилина»

Лепка тренирует мелкую моторику, которая в свою очередь принимает активное участие в развитии речи, влияет на координацию движений, тренирует память и помогает ребенку мыслить логически.Лепка и синхро...