Важность русских народных сказок в развитии ребенка в дошкольном возрасте.
консультация

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Именно со сказки начинается его знакомство с прекрасным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Русская народная сказка любима не только маленькими детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки, а теперь читают и рассказывают их своим детям, внукам. Педагогическое значение сказочного жанра очень велико: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство любви к народному творчеству.

Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка велика. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память. На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать в детях способность вслушиваться в речь и воспроизводить её. Для активизации высказываний интересны задания, требующие работы чувств и мыслей. Прочитав сказку, хорошо задавать, например, такие вопросы: «Подумайте, о ком вам хочется говорить, прежде всего, и почему?», «Какой отрывок хотелось послушать еще раз?», «Чем взволновала вас сказка?», «Какие слова, выражения запомнились, и их хочется повторить?».

Язык русских народных сказок, насыщенный афоризмами, повторами  эпитетами, фразеологизмами. Он очень поэтичен,  утончает и возвышает душу.

В русских народных сказках встречаются следующие фразеологизмы:

 «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

За тридевять земель, в тридесятом царстве.

Хлеб-соль.

Близко ли, далеко ли.

 «Два брата»

Рука не дрогнула.

Ни жив, ни мертв.

С ума спятил.

«Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»

Глазам не верит.

 «Про глупого змея и умного солдата»

 Ни ответа, ни привета.

 Век вековать.

Как в воду канул.

Спуска не даст.

«Лиса и волк»

Пустился наутек

«Финист – ясный сокол»

Красавица писаная.

Тридевять земель.

Добра наживали.

«Иван, вдовий сын»

 Пеняй на себя.

Сердце замерло.

Пир на весь мир.

«Лиса и журавль»

Несолоно хлебавши

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Служил верой и правдой

«Иван царевич и Серый волк»

Пустился наутёк.

Глаз не смыкал.

По белу свету.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

Служить верой-правдой.

С пустыми руками.

Живая и мёртвая вода.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры,  может утратить свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели детских книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный народный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно - воспитательного в чисто развлекательное. Русские народные сказки несут детям поэтический, душевный и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор  фантазии. Современные мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Наши бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам и правнукам,  передают им  свою частицу жизненного опыта. Очень важно, что через сказку старшее поколение учит младшее  строить жизнь по законам добра и красоты.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования на 2015-2016 учебный год«Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»...

Литературный досуг "Сказочный денек" по мотивам русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста

Роль сказок в жизни ребенка очень огромная. Сказка для ребенка — не просто фантазия, но особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Сл...

Тематический досуг « Волшебная страна русских народных сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Роль русской народной сказки в воспитании детей. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература...

Игры по ФЭМП на основе русских народных сказок для детей среднего дошкольного возраста

Игры по ФЭМП на основе русских народных сказок для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по мотивам  русских народных сказок  для детей  младшего дошкольного возраста...

Сценарий спортивного праздника «Волшебный цветок» по мотивам русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий спортивного праздника «Волшебный цветок» по мотивам русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста....