"РАЗВИВАЕМ СЛОВАРЬ ДОШКОЛЬНИКА"
консультация (подготовительная группа)

Данная консультация предназначена для родителей, которые в домашних условиях при помощи различных дидактических игр могут развивать словарь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_slovar_doshkolnika.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Развиваем словарь дошкольника»

Цель: ознакомление родителей с различными способами обогащения словарного запаса дошкольников в домашних условиях.

Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, потому что насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение в школе.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Дети, которые не владеют достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, в нахождении подходящих  слов для выражения своих мыслей. Но вот ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках - отмечают учителя начальных классов.

С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

  1. Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей.

Во-первых, словарь ограничен в количестве.

Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи).

Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»).

Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, объясняя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

  1. Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

  • наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
  • рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
  • показа фильмов и последующего обсуждения;
  • чтения художественных произведений;
  • дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

  1. Игры и упражнения для развития словаря.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

Упражнения с существительными.

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.

Можно усложнить задание:

«Назови ещё какие знаешь игрушки. (машина, мячик, и т.д.).

«Посчитай» 1 мяч,  2 мяча  и т.д.

Упражнение с глаголами.

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова:        

что может быть круглый (шар, мяч, стол и т.д.)

что может быть круглая (тарелка, крышка и т.д.)

что может быть круглое (зеркало, колесо и т.д.)

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Огурец какой? (зелёный, вкусный, солёный, пупырчатый и т.д.)

Заключение.

Уважаемые родители!

Помните!

Очень важно использовать каждую свободную минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка пересказывать и высказывать свое мнение. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря дошкольников с ОНР

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...

Развивайте словарь дошкольников

В статье даются рекомендации родителям по развитию словаря дошкольников...

Консультация для родителей «Развиваем словарь детей»

Представлена консультация для родителей о развитии словаря детей старшего возраста. Даны рекомендации и примерные игры....

Консультация для воспитателей "Развиваем словарь старших дошкольников"

Дидактические игры и упражнения на формирование словаря у старших дошкольников....