Консультация для воспитателей "Развиваем словарь старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Дидактические игры и упражнения на формирование словаря у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №55 «Золотая рыбка»
Консультация для педагогов на тему:
« Дидактические игры и упражнения на формирование словаря у старших дошкольников»
Подготовила учитель-логопед: Мальцева О.А
Междуреченск, 2023
Игра «Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Игровой материал: Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Ход игры: называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш и т. д.
Игра«Угадай, кто это?»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Игра "Узнавание"
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая,
стройная, белоствольная" — береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце и т. д.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игра «У кого какой предмет»
Цель: Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных (ведущих) признаков; развивать
наблюдательность. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных - названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т. п.
Игровой материал:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки - полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной карман наверху, у другой два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.
Ход игры
Положите перед ребёнком 2-3 пары картинок и объясните: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой ты. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и ты должен назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и ты должен определить форму предмета».
Например:
Педагог: на моей картинке рубашка
Ребенок: на моей тоже рубашка
Педагог: у меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.
Ребенок: у меня рубашка с короткими рукавами для весенне-летнего сезона.
Педагог: моя рубашка клетчатая
Ребенок: а моя полосатая
Педагог: у рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди
Ребенок: у рубашки два кармана, расположенных снизу.
Следующий раз ребенку предлагается вместе рассказать о рыбках, например:
Педагог: у меня рыбка красного цвета
Ребенок: а у меня голубого
Педагог: у моей рыбки большой хвост
Ребенок: у моей маленький
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении ребёнок может сравнивать однородные предметы самостоятельно.
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.
Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)
Игра «Назови цвет», «Назови форму»
Цель: упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, закреплять знания детей о цвете, форме.
Морковь (какая?) – оранжевая, помидор (какой?) -…
Огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) -…. И т. д.
Игра «Какой предмет?»
Цель: уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель рассказывает о предметах, которые нас окружают, что предметы бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Воспитатель называет слово, а дети перечисляют предметы.
В руках у воспитателя камешек. Он даёт его тому ребёнку, который должен отвечать.
- Длинный, - говорит воспитатель и передаёт камешек соседу.
-Платье, верёвка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: продавец продаёт игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.
Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушкам. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит:
-У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы их сможете купить, Но чтобы купить игрушку Нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:
- Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть все дети.
Продавец подаёт покупателю мяч.
-Спасибо, какой красивый мяч! –говорит воспитатель и с мячом садится на стул.
Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:
-А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку : она пушистая, оранжевая, у неё длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.
Продавец подаёт игрушку лису. Покупатель благодарит и садится на место.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки.
Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочерёдно.
Игра «Отвечай быстро»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предмет (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Игровые правила: Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч можно только после того, как сказал нужное слово.
Игровые действия: Бросание и ловля мяча.
Ход игры: Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
-Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвет, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д.
«Зелёный» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зелёного цвета) и бросает мяч. «Лист» - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо» - отвечает Витя и говорит «жёлтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, качество предмета. Например, начинающий говорит: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», - отвечает ребёнок, поймавший мяч, и предлагает своё слово: «Каменный». – «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». – «Ложка». И т.д.
В следующий раз воспитатель за основной признак берёт форму. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч другому играющему, а тот называет предмет квадратной формы.
Игра «Четвёртый лишний»
Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.
Цель: изучение умения детьми классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма, вкус, материал) и выбирать лишнее, не подходящее под выбранную группу.
Ход игры: Я буду называть слова, а ты должен будешь сказать какое слово лишнее и почему.
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
-красный, сильный, зеленый;
-крепкий, далекий, прочный, надежный;
-дряхлый, старый, изношенный, ветхий;
-глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
Игра «Лови да бросай — цвета называй»
Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Педагог: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки и т.д.
Игра «Горячий — холодный»
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.
Ход игры. Педагог , бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая педагогу мяч, называет другое — с противоположным значением. Педагог : горячий - Дети: холодный (хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; глубокий - мелкий; светлый - темный; добрый - злой; радостный - печальный; быстрый - медленный; частый- редкий; мягкий - твердый; ясный- пасмурный; высокий -низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож, ясный день, глубокое озеро и т. д.
Игра "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Методическое указание: У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
Ход игры:
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Игра «Сравни»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предмет (по цвету, по вкусу, по величине); закреплять навык использования в речи антонимов; приучать их быстро думать и отвечать.
По вкусу - горчицу и мед;
По цвету - снег - сажу;
По величине – дерево - куст;
По ширине – дорогу - тропинку;
По возрасту - дедушку и мальчика;
По весу – гиря - пушинка;
По размеру - дом – шалаш.
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего Люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные».Педагог: Рукавички из меха... Дети: Меховые (Тазик из меди... медный; Медвежонок из плюша... плюшевый; Рукавички из шерсти... шерстяные; Стакан из стекла... стеклянный; Ваза из хрусталя... хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Игра «Не ошибись!»
Цель: упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твёрдый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.
Ход игры. Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о предметах, которые окружают их в группе. Воспитатель во время беседы уточняет знания детей о том, что предметов в группе много и все они сделаны из какого-либо материала.
- А теперь посмотрите на эту игрушку! (показывает матрёшку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.)
Подойди, Вика, к столу, возьми в руки матрёшку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрёшка. Правильно Вика сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.
А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он прыгает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая.) А вот пузырёк из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?
Воспитатель подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьётся. Поэтому с предметами из стекла, надо быть всегда осторожными.
Проводится игра «Не ошибись!». Дети делятся на четыре звена. Выбираются звеньевые. Каждому звеньевому даётся по корзине.
- Вот на этой корзине наклеен шарик. Сюда надо будет найти и положить предметы, сделанные из пластмассы.
-А на этой корзине наклеена картинка с ножницами. Сюда вы будите находить и собирать предметы, сделанные из металла.
_ А в эту корзинку (на ней наклеена матрёшка) – будем складывать деревянные предметы.
- В эту корзину положим все стеклянные предметы.
- Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберёт предметов, тот и выигрывает.
Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.
Игра "Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова"
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца — заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная, у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы — лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Игра «Чей хвост?»
Цель: формирование в речи детей притяжательных прилагательных.
Ход игры: Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… . Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? – волчий. А это чей такой хвост – маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Чей, чья, чьё?»
Цель: формирование в речи детей притяжательных прилагательных.
1. След (чей?) – лисий, волчий и т. д.
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи и т. д.
Голова (чья?) – лисья, волчья и т.д.
2. Шарф (чей?) – мамин, папин, и т. д.
Шапка (чья?) – тётина, дядина и т.д.
Пальто (чьё?) – бабушкино, дедушкино и т.д.
Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины и т.д.
Игра «Подскажи словечко»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Ход игры. Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Доктор в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Ответь на вопросы:
Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? … (Ежиную.)
Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? … .
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? … .
Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? … .
Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? … .
Белке вылечил ухо. Чьё ухо вылечил доктор? … .
Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? … .
Игра «Какое это блюдо?»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)
Игра «Какой сок? Какая Запеканка? Какое пюре?»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных и согласование их в роде.
Скажи, как называется сок (запеканка, пюре) из моркови? (Морковный сок, морковная запеканка, морковное пюре.) И т. д.
Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, вкус, качественные характеристики.
Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, а дети должны нарисовать отгадки.
- Этот предмет жёлтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.)
- Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.)
- Этот предмет жёлтый, круглый, сочный, горький. (Лук.)
- Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем - гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко.)
- Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.)
- Неказиста, шишковата. А придёт на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна»! (Картошка.)
Игра «Расскажи-ка»
Цель: учить детей составлять рассказы о различных предметах по предложенному плану, развивать связную речь, обогащать словарь детей прилагательными.
Например, составь рассказ об овоще или фрукте по предложенному плану (в
картинках).
Образец ответа: «Яблоко это фрукт. Оно красное (зелёное, жёлтое), круглое, сладкое,
сочное, растёт в саду. Яблоко на ощупь твёрдое, гладкое. Его едят сырым, из него варят яблочное варенье, готовят вкусный яблочный пирог, делают яблочный сок.
Игра «Из чего - какой?»
Цель: словообразование относительных прилагательных.
Перед началом игры познакомить детей с различными видами тканей и материалами.
1. Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. ( Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные. И т. д.)
Пиджак сшили из шерсти. Он … .
Платье сшили из шёлка. Оно … .
Футболку сшили из трикотажа. Она … .
Куртку сшили из кожи. Она … .
Плащ сшили из кожи. Он … .
Шубу сшили из меха. Она … .
Пальто для зимы – зимнее.
Куртка для осени - … .
Халат для дома - … .
Блуза для женщин - … .
Сарафан для лета - … .
Плащ для весны - … .
Майка для детей - … .
Брюки для мужчин - … .
2. «Узнай материал на ощупь». Воспитатель предлагает ребёнку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет или вещь.
3. Для приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их. Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное.)
Масло из кукурузы - … (кукурузное.)
Масло из сои - … (соевое)
Масло из оливок - … (оливковое)
Масло из сливок - … (сливочное)
Назови блюда правильно. Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы - … (гречневая)
Пюре из ягод - … (ягодное)
Запеканка из творога - … (творожная)
Сок из фруктов - … (Фруктовый)
Игра «Магазин»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.
Покупатель: Что у вас имеется из меха?
Продавец: Меховая шуба, меховые рукавицы, …
Покупатель: Что у вас из кожи?
Продавец: Кожаные перчатки, кожаные сапоги, …
Покупатель: Что у вас из шерсти? Шёлка?
Игра «Подбери признак»
Цель: согласование прилагательных с существительными.
Кукла (какая?) - … , мяч (какой?) - … ;
Снег (какой?) - …, мороз (какой?) - … , Сосулька (какая?) - …, зима (какая?) ;
Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.
Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.
Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Игра «Назови, какой…»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, …
Диван сделан из кожи, …
Стул сделан из пластмассы, …
Игра «Скажи иначе»
Цель: расширение словаря антонимов.
Не грустные дети - … (весёлые.)
Не холодная вода - … (тёплая.)
Не долгий дождь - … (короткий.)
Не тёмное небо - … (светлое.)
Не дождливое небо - … (солнечное.)
Не горькая малина - … (сладкая.)
Не низкая трава - … (высокая.)
Игра «Какой дом?»
Цель: образование в речи детей сложных прилагательных.
В доме много этажей – он (Многоэтажный.)
В доме один этаж – он … (Одноэтажный.)
В доме много квартир – он …(Многоквартирный.)
В доме один подъезд – он (Одноподъездный.)
В доме много подъездов – он (Многоподъездный.)
Дом построении из кирпича – он (Кирпичный.)
Из дерева - …он (Деревянный.)
Из панелей – он …(Панельный.)
Игра "Цепочка слов"
Цель: учить детей подбирать имена прилагательные, подходящие по смыслу к имени существительному.
Методические рекомендации: эта игра используется в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — "кошка".
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная...
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор...
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым...
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд... и т. д.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учит детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».
«Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный»,
«Мокрый», - «Сырой, влажный». И т. д.
Готовясь к игре, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов.
Может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например воспитатель называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают подходящие эпитеты. Так, к слову море дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, штормовое, красивое, южное».
Игра «Придумай про зверей красивые слова»
Цель: словообразование сложных прилагательных.
У снегиря красная грудка- значит он красногрудый;
У зайца длинные уши- значит он длинноухий;
У сороки длинный хвост- значит она длиннохвостая;
У жирафа длинная шея- значит он длинношеий. И т. д.
Игра «Про, что можно сказать?»
Цель: знакомство дошкольников с переносным значением прилагательных.
Про, что можно сказать?:
Густой - лес, волосы (густые) зубцы у расчески, густая (каша)
Редкий - лес, волосы ( редкие), зверь;
Свежий - хлеб, рубашка, газета ( свежая), запах;
Мелкий - ручеек, тарелка (мелкая) и т.д.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: Учить детей называть признаки времён года; учить образовывать относительные прилагательные и подбирать имена существительные к ним.
1. Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - …, ветер осенью (какой?) - …, дождь осенью (какой?) -…, листья осенью (какие?) - …
Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.
Снег (какой?) -…, Снежинки (какие?) -…, Лёд (какой?) - …, Погода (какая?) - … .
Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная.
Солнце весной (какое?) -…, почки (какие?) - … , Листья весной (какие?) - …
Лето (какое?) - тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
Солнце летом (какое?) -… , Трава летом (какая?) -… , Погода летом (какая?) -… , деревья (какие?) - …, вода (какая?) - …
2. Придумать как можно больше слов по тематической картине («Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и т.д.) отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Игра «Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью …
Летом небо светлое, а …
Летом день длинный, а …
Летом тучки ходят высоко, а …
Летом птицы учат птенцов летать, а …
Летом люди одеваются легко, а …
Летом люди растят урожай, а …
Летом деревья стоят одетые в зелёную листву, а …
Летом дни жаркие, а зимой – холодные.
Летом небо светлое, а зимой …
Летом день длинный, а зимой …
Летом солнце яркое, а …
Весной лёд на реке тонкий, а зимой - …
Снег мягкий, а лёд - …
Одни сосульки длинные, а другие - …
Зимой снег чистый, а весной - …
Зимой солнце тусклое, а весной - …
Зимой погода часто пасмурная, а весной - …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников
Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....
"Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников с ОНР"
Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы "Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников"
Опыт работы представлен теоретической и практической частями, автором предложена диагностика, выявлена положительная динамика в развитии словоря дошкольника....
Консультация по теме « Обогащение словаря старших дошкольников антонимами, синонимами»
Консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей с ТНР...
Консультация "Обогащение словаря старших дошкольников с ОНР"
Аннотация: статья посвящена проблеме обогащения словаря ребенка старшего дошкольного возраста. Автор отмечает важность данного процесса и выделяет возможные пути решения проблемы. Предлагает родителям...
Консультация для родителей "Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"
quot;Игры и упражнения по обогащению словарю старшего дошкольника"...
Консультация для родителей: "Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы."
Консультация для родителей...