Консультация для родителей «Развиваем словарь детей»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Представлена консультация для родителей о развитии словаря детей старшего возраста. Даны рекомендации и примерные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Развиваем словарь детей" | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развиваем словарь детей»
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!
Дети возраста 5-6 лет любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
Чтобы научиться говорить - надо говорить!
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.
Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.
Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов.
Пассивный словарь обычно больше активного.
Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
- дидактические, развивающие, настольные игры;
- подвижные игры с текстом;
- сюжетно-ролевые игры;
- драматизация сказок;
- игровые упражнения;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание сказок с участием детей;
- заучивание стихотворений;
- беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе.
Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
- По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
- Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.
Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:
1. Подбираем синонимы.
Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2.Подбираем антонимы.
Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий - тяжелый, открыли - закрыли).
3. Классифицируем предметы по определенным признакам.
Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон) и т.д.
4. «Угадай-ка».
Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный –«арбуз».
5. Упражнения на грамматику.
Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
6. Составь предложение из слов.
ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок.
Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи.
8. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
9. « Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Кофта и свитер
10. «Что общее?»
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
11. «Подбери словечко»
Про что можно сказать:
«свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье)
12. «Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
Родители!
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
И самое главное – как можно чаще хвалите ребенка, даже за небольшие успехи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.
В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....
Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.
У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...
Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...
Консультация для родителей: "Развиваем словарь детей"
Советы по развитию словаря детей....