«Родительская гостиная»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Родительская гостиная»
2024г.
Цель: - повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной игровой деятельности родителей, детей и педагогов.
Задачи:
- Способствовать повышению профессиональной компетенции участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по теме «Мы - вместе».
- Обучить участников мастер-класса в практической деятельности применению игр как эффективного средства развития ребёнка и способа сближения взрослого и малыша в совместной игровой деятельности.
Оборудование: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации, столы, стулья, 2 мольберта, магниты, одноразовые бумажные стаканчики, коктейльные трубочки, одноразовые прозрачные перчатки, ножницы, двойной скотч, листы бумаги А3 для рисования картины, колокольчик, резинки, фломастеры, цветные карандаши, цветные геометрические фигуры, игрушка-шар, буклет «Вместе с мамой» (Развивающие игры в жизни ребенка), релаксационная музыка.
-Принципы: деятельностный принцип, принцип практической направленности, принцип «Я знаю, как это сделать и научу вас».
Ожидаемые результаты: активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; понимания участниками важности применения игр как эффективного средства развития ребёнка и способа сближения взрослых и малыша в совместной игровой деятельности; практическое освоение игровых методов и приемов.
Участники мастер – класса: педагоги-психологи МБДОУ и МБСОШ.
План проведения мастер-класс:
1. Вступление педагога-психолога «Мастер–класс для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй»
2. Практическая часть: развивающие игры и упражнения.
- Игра «Четвертый лишний».
- Игра «Веселая крокозябра»
- Игра «Сравни что общего и чем отличаются?»
- Игра «Дорисуй рисунок»
- Игра «Что это такое?»
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный. Ритуал приветствия.
Вступительное слово педагога-психолога «Мастер–класс для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс название, которого вы видите на экране «Мы – вместе».
Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной игровой деятельности педагогов, родителей и детей. С задачами можно познакомиться на слайде.
Педагог-психолог: Мастер–классы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Именно мастер-классы более интересны при работе с семьями.
В ходе совместной работы повышается качество образовательного процесса посредством организации совместной игровой деятельности родителей, детей и воспитателей. А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях. У родителей появляется огромный интерес к совместной деятельности с детьми и желание проводить с ними больше времени.
В результате такой работы отмечается, что участие родителей влияет на развитие ребёнка, ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Роль педагога в судьбе ребёнка — это прежде всего работа с родителями.
Сегодня нам с вами предстоит собрать лепестки цветка «Содружества» и узнать, через какие формы взаимодействия мы можем организовать работу с родителями? Для того, чтобы его собрать нам надо выполнить несколько несложных заданий. Начнем со знакомства! Предлагаю участникам мастер-класса встать в круг.
Знакомство. Игра «Знакомство» Цель: создание позитивного эмоционального настроя.
Педагог-психолог: Я очень рада вас видеть! Сейчас мы с вами будем знакомиться необычным способом. Я предлагаю каждому из вас назвать свое имя и какое-нибудь хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Начну с себя – Галина – гармоничная. (Педагоги по кругу называют свое имя и хорошее качество). Вот мы с вами и познакомились.
Сегодня я хочу предложить вам игры, которые вы можете использовать в работе с родителями и их детьми для совместной игровой деятельности на своих мероприятиях. Выполняя задания, мы соберём цветок «Содружества» и узнаем формы взаимодействия работы с родителями.
2. Основная часть.
Игра: «Четвертый лишний» Цель: развитие словесно-образного мышления, внимания, слуховое восприятие.
Педагог-психолог: А вот и первое задание. Коллеги, я буду называть вам 4 слова, 3 из которых связаны по смыслу, а одно лишнее, оно с ними не связано. Ваша задача, найти это лишнее слово и объяснить, почему именно оно является лишним. (Участники мастер-класса сидят на стульях, образуя круг.)
- Роза, ромашка, береза, тюльпан. - Вика, Дима, Ира, Катя.
- Весна, понедельник, четверг, суббота. - Стол, диван, кровать, туфли.
- Корова, лиса, коза, кот. - Молоток, пила, одуванчик, отвертка.
- Липа, береза, апельсин, тополь. - Малина, клюква, брусника, кузнечик.
- скрипка, автобус, пианино, гитара. - Лыжи, гантели, ласточка, обруч.
Педагог-психолог: Молодцы! Выполнили первое задание и получаете первый лепесток нашего цветка «Содружества». Вот и второе задание.
Игра «Веселая крокозябра» Цель: развитие продуктивного воображения.
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, для каждого участника на столе стоит стаканчик, в стаканчике перчатка и коктейльная трубочка. Предлагаю Вам достать перчатку нарисовать и наклеить на каждый палец глаз, в стаканчике сбоку сделать отверстие (ручкой) чуть ниже половина стаканчика. Вставить в отверстие коктейльную трубочку, надеть на стаканчик перчатку и закрепить ее резинкой. Начинаем (дуть - выдох) запускать воздушную струю в трубочку – перчатка надувается, вдыхаем (вдох) воздушную струю через коктейльную трубочку – перчатка сдувается и прячется в стаканчик. (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки участники мастер-класса выполняют задание и по окончанию работы рассматривают друг у друга веселых крокозябриков. (Работа педагогов за столами.)
Педагог-психолог: Молодцы! Вы справились и со вторым заданием, преодолели препятствия и получаете второй лепесток нашего цветка «Содружества». Вот и третье задание.
Игра «Сравни что общего и чем отличаются?» Цель: развитие словесно-логического мышления.
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, предлагаю вам поразмышлять. (Участники мастер-класса сидят на стульях, образуя круг.)
- Что общего между муравьем и автомобилем? (Оба могут двигаться, цвет, гараж: у муравья лесной, у автомобиля кирпичный, переносить тяжелые предметы и так далее).
- Что общего между самолетом и карандашом? (Оба оставляют след: карандаш на бумаге, а самолет на небе. Оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша, длинные и так далее).
- Чем отличаются мандарин и апельсин? (Размером, цветом, вкусом, косточками, формой, толщиной кожуры, строением долек, мандарины зимой, а апельсины круглый год и так далее).
- Чем отличается клюква и лимон? (Размером, цветом, клюква растет на болоте, лимон на дереве, клюква – ягода, лимон – фрукт и так далее).
Педагог-психолог: Молодцы! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили третий лепесток нашего цветка «Содружества». А вот и четвертое задание.
Игра «Дорисуй рисунок» Цель: развитие творческих способностей.
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть в интересную игру «Дорисуй рисунок» для этого нам надо разделиться на две команды. Перед вами чистые листы бумаги. (На мольберте) Один педагог начинает рисовать на листе бумаги и по сигналу колокольчика передает эстафету рисунка другому педагогу и так, пока сюжет рисунка будет не дорисован. Затем получившийся рисунок рассматривается, обсуждается и называется всеми игроками. Молодцы! (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки педагоги выполняют задание и по завершению работы рассказывают о своем рисунке).
Педагог-психолог: Молодцы! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили четвертый лепесток нашего цветка «Содружества». А вот и пятое задание.
Игра «Что это такое?» Цель: создание в воображении новых образов на основе восприятия заместителей предметов (геометрические фигуры).
Педагог-психолог: Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам выбрать любую геометрическую фигуру и встать в центр зала, образуя круг. Назовите каждый свою геометрическую фигуру. А теперь расскажите на что похожа ваша фигура? (Например: круг похож - на мячик, яблоко, солнце…, квадрат похож на – окно, тумбочку, часы… и так далее). Назовите, что бывает такой формы и цвета? (Например: желтый прямоугольник похож на ковер, шкаф, пирог…, синий ромб похож на новогоднюю игрушку, воздушный змей, кристалл… и так далее. Педагоги выполняют задание по кругу. Ответы не должны повторять друг друга).
Педагог-психолог: Молодцы! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили пятый лепесток нашего цветка «Содружества». Давайте посмотрим на наш цветок «Содружества», который собрали мы - вместе. Итак, формы взаимодействия работы с родителями – это сотрудничество, участие, обучение, совместный поиск, сотворчество.
Заключительный этап. Рефлексия. Прощание.
Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, сегодня на мастер-классе мы узнали через какие формы взаимодействия мы можем выстроить работу с родителями. А также на практике познакомились с играми, которые могут заинтересовать родителей и их детей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата.
Я надеюсь, что наша с вами работа была для вас полезной и интересной. Передавая игрушку-шар, поделитесь своими впечатлениями, ответьте на следующие вопросы: Что новое узнали для себя? Данные игры вы можете использовать в своей педагогической деятельности? В работе с родителями, приглашая их на свои мероприятия? (Обратная связь педагогов).
Хочется пожелать вам, коллеги, здоровья, терпения, творческих успехов и пусть благодарные родители сопровождают вас всю жизнь! Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. И в память о нашей встрече хочу подарить вам буклет «Вместе с мамой» (Развивающие игры в жизни ребенка).
Важно помнить, что какую бы форму работы вы ни выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
Список используемой литературы:
- Волков Б.С. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах. Методическое пособие / Б.С. Волков., Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С. 22, 41, 74, 77, 81.
- Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 144 с.
- Конончук О.Ю. Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая программа по работе с родителями. / О.Ю. Конончук. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – С. 38-41.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх. Серия «Мир вашего ребенка» / Т.Б. Мазепина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская гостиная "Клуб веселых и находчивых родителей"
Предлагаем вашему вниманию конспект мероприятия с родителями. Проходит в интересной, дружеской, творческой обстановке. В качестве заданий можно придумать свои вопросы, исходя из годовых задач вашего д...
Родительская гостиная «Родительский дом начало начал».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская, Муниципального образования,Ейский район...
Родительская гостиная "Семейные традиции семейских" (родительское собрание)
Родительское собрание "Семейные традиции семейских"...
Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...
Родительская гостинная "Родительский авторитет"
О ложных и истинных типах родительского авторитета, о значимости истинного авторитета для развития ребенка и жизни семьи....
Родительская гостинная "Родительский авторитет"
О ложных и истинных типах родительского авторитета, о значимости истинного авторитета для развития ребенка и жизни семьи....
Родительская гостиная "Мудрость родительской любви"
Родительская гостиная разработанна на базе книги "Мудрость родителькой любви" В.А.Сухомлинского с включением в содержания личного опыта. Данный материал параллельно раскрывает работу с прави...