Рекомендации учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ "Речевая готовность детей к школе"
консультация (подготовительная группа)
Представлена информация для родителей и педагогов ДОУ об особенностях речевой готовности детей к школе, раскрываются критерии речевой готовности к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителя-логопеда для родителей и педагогов ДОУ
«Речевая готовность детей к школе»
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);
- различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
- самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда на лето родителям дошкольников 6 лет с Общим недоразвитием речи.
Рекомендации родителям дошколят на летние каникулы....
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе.
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе.Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка. Педагоги и родители прилагают мно...
консультация для родителей и педагогов "Речевая готовность детей к школе"
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...
Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»
Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе...
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе
Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе...
Консультация для родителей учителя – логопед Еременко Н.И.на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.сформирова...