Консультация "Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (подготовительная группа)
Театрализованная деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshiy_vozrast_teatr._deyatelnost.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым
источником развития чувств, переживаний,
эмоциональных открытий ребенка,
приобщает его к духовному богатству.
Постановка сказки заставляет волноваться,
сопереживать персонажу и событиям,
и в процессе этого сопереживания создаются
определенные отношения и моральные оценки,
просто сообщаемые и усваиваемые»
В.А. Сухомлинский
Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольник, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.
Задачи.
- Формировать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых; учить навыкам общения и коллективному творчеству;
- Продолжить знакомить детей с различными видами театра. Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
- Развивать связную диалогическую, монологическую речь; развивать умение равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
- Воспитывать интерес к творчеству, театру, театрализованным постановкам;
нравственно-этические качества;
Актуальность.
Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театр в жизни ребенка - это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» - «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать. Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода –театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий театрализованная игра и игра -драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.
Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.).
Важное значение, в возникновении у детей театрализованной игры имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий театрализованная игра и игра -драматизация.
Приобщение детей к театральному искусству начинается с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Детство ребенка проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.
Литература
1. Письмо Министерства обороны РФ от 18.06.2008, приказ 28-02-484/16 «О направлении требования к содержанию и оформлению образовательной программы дополнительного образования детей»
2. Положение о кружковой работе от 12.09.2017 ФГК ДОУ №145
3. Алябьева Р. А. «Тематические дни и недели в детском саду» М. :2013
4. Алянский Ю. В. «Азбука театра» М. :2012
5. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» Творческий центр «Сфера» М. :2012
6. Поляк Л. «Театр сказок» С. Пет. «Детство-пресс» 2012
7. Распопов Е. Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2014
8. Совушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)» М.: АРКТИ 2013
9. Чусовская А. Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2013
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. :2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...
Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...
"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»
Конспект Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные ...
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
Проектная деятельность как средство поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Презентационный материал отражающий кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по проектно - исследовательской деятельности...