Консультация "Формирование целостного образа предмета"
консультация

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре­бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея­тельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование целостного образа предмета».

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это происходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. У проблемного ребенка формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осознают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его в изображении.

В данном разделе даны дидактические игры на формирование у детей с отклонениями в развитии целостного образа предмета. При проведении игр желательно придерживаться предлагаемой последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа — от узнавания к восприятию и представлению.

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с его узнавания. Проблемные дети не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить его на общем фоне. Они испытывают трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько измененной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформироваться неправильные представления, недостаточно точно отнесенные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется большое внимание

Что на картинке

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.

Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изображений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы (на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызывает ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выбирает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех, что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора. Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы угадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла машину».

Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем из 6—8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развивать внимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изображенных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам поднимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такая картинка?» После того как выбор сделан, ребенок получает карточку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».

При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1, а по 2—3 карты лото (6—9 картинок).

Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете

Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раздела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, неизменное пространственное расположение. Все это, естественно, вызывает большие трудности у ребенка с отклонениями в развитии.

«Найди свою половинку».

Цель: Уточнять представление о предмете. Определение величины предмета (большой-маленький)

Оборудование. Картинки-половинки, изображающие предметы с разных сторон — спереди и сзади (кукла спереди и та-же кукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и со спины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади; шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спереди и сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен.

Ход игры. Играющие сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на большой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог предлагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару, чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их. Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так, чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Литература: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. (стр.104-109).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста

Развитие целостного восприятия предмета у детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната системысоциальной защиты населения...

Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."

Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

«Развиваем мышление через образы предметов». Особенности методики раннего развития Глена Домана.

quot;Развиваем мышление через образы предметов". Особенности методики раннего развития Г.Домана...

Использование нетрадиционного материала как средство развития способности создавать образ предмета детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы всестороннего,гармонического развития ребенка, формируется его мировоззрение. Этот возраст являетсянаиболее сенситивным для овладения разл...

Формирование целостного восприятия предметов у дошкольников с задержкой психического развития

Важное значение в процессе психокоррекции детей с задержкой психического развития имеет формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может мен...