Формирование целостного восприятия предметов у дошкольников с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике
Важное значение в процессе психокоррекции детей с задержкой психического развития имеет формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место, в целом, пространственное расположение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование целостного восприятия предметов у дошкольников с задержкой психического развития.
Важное значение в процессе психокоррекции детей с задержкой психического развития имеет формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место, в целом,
пространственное расположение.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие
принципы:
• принцип последовательности, предусматривающий постепенное
усложнение занятий;
• принцип доступности заданий;
• принцип систематичности занятий, предусматривающий
определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
• принцип закрепления усвоенного с привлечением воспитателей и родителей.
В процессе коррекционной работы педагог-психолог формирует у ребёнка поисковые способы ориентировки в задании, помогает усвоить формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.
Задачи педагога-психолога: научить ребенка соотносить плоские и объемные
формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб
и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, обучить зрительному сопоставлению формы без предметно- практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение),научить ребёнка запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной.
В работе используются следующие игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди
окошко», «Почтовый ящик», «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что
нарисовано», «Магазин», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди
кровать для куклы», «Запомни и найди», «Найди, где спрятано»,
«Угадай, какое платье нужно кукле»
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в
процессе обучения детей продуктивным видам деятельности:
конструирования, рисования, лепки, аппликации.
В процессе конструктивной деятельности ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов (форма, величина и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по формированию изобразительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития
Помощь воспитателю на занятия по изо...
«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...
Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...
Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития
работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи...
Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...
Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...
Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития
Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...