Педагогический проект по работе с родителями по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
проект (старшая группа)
У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Для того чтобы корректировать и развивать интеллектуальные способности ребенка с ОВЗ, рекомендуют использовать в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры. Использование рекомендуемых заданий, игр и упражнений положительно повлияет на структурные изменения в организме и позволит расширить границы межполушарного взаимодействия. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.
Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как, лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по развитию межполушарного взаимодействия у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по работе с родителями по
развитию межполушарного взаимодействия у
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Паспорт проекта
Тема проекта | «Создание онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста для родителей, имеющих детей с ОВЗ» | ||
Адрес | г. Пермь, 614070, ул. Студенческая, д.7 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №161» г. Перми тел. (342) 262-48-32 | Авторы проекта | Глушкова Татьяна Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории e-mail:тел. 8-908-270-86-27 |
Цель | Создание условий для коррекции и развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам создания онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия для родителей, имеющих детей с ОВЗ. | ||
Задачи | 1. Изучить нормативные, учебно-методические и интернет-источники по теме проекта. 2. Разработать Модель проекта – онлайн-видеожурнал с уроками и рекомендациями для родителей, имеющих детей с ОВЗ. 3. Спроектировать примерное содержание образовательной деятельности при создании онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия с рекомендациями и видеоуроками для родителей, имеющих детей с ОВЗ»: - разработать Видеоуроки на темы: комплексы «Кинезиологические упражнения», «Нейроупражнения для детей», «Графомоторика. Готовим руку к письму», «Развивающая игра «Круги», «Ловкие пальчики»; - подобрать иллюстрированный материал для родительского уголка по темам: «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать», «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка», «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Нейротренажеры», «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»; - разработать образовательные сценарии совместных детско-родительских событий на темы: «Кинезиологические сказки», мастер-классы: «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР», «Методы развития межполушарного взаимодействия». 4. Обогатить РППС наглядным и дидактическим материалом по развитию межполушарного взаимодействия у детей: игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия 5. Разработать программу дополнительного образования «Нейро-фитнес» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. 6. Спроектировать комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников. 7. Создать Telegram-канал для трансляции видеоуроков и взаимодействия с семьями воспитанников. | ||
Заказчики проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №161» г. Перми | ||
Целевая аудитория | Родители, имеющие детей с ОВЗ | ||
Сроки и этапы реализации проекта | 2023-2024 учебный год | ||
Ожидаемые результаты | - создание благоприятного психологического климата и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса; - сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах развития межполушарного взаимодействия; - осознание роли семьи и ее влияния на развитие межполушарных связей у детей с ОВЗ; - освоение способов установления позитивного эмоционального контакта; - укрепление внутрисемейных связей; - трансляция видеоуроков в онлайн-журнале; - разработка программы дополнительного образования и комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия дошкольников. |
Введение
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Поэтому так важно заботиться о формировании полноценного психического развития ребенка, сформировать предпосылки мышления, внимания, памяти, восприятия.
Специфика дефекта познавательной сферы ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.
Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ может быть действенным способом решения проблемы развития высших психических функций.
Это связано с тем, что нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом.
Межполушарные связи отвечают за координацию движений, внимание, усвоение и анализ информации, эмоциональную устойчивость. Дети с развитыми межполушарными связями чаще всего не испытывают проблем в школе, им легко дается обучение письму, чтению, счету, у них нормально развивается эмоциональный интеллект и способность к рефлексии.
Если же баланс нарушен, ведущую роль на себя может взять более «сильное» полушарие, и тогда случится перекос в развитии. Последствия в этом случае бывают разные: сложности в обучении в школе, слишком эмоциональное реагирование, агрессия, нарушение когнитивных функций.
Актуальность
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
Таким образом, при несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – частая причина трудностей в обучении, в том числе связанных с дисграфией, дислексией и др.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
Новизна
Дистанционные формы взаимодействия с родителями – это не только тренд современности. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Таким образом, мы выбрали он-лайн консультации в социальной сети «Telegram», в частности создание онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ.
Проблема
В настоящий момент у дошкольников мы готовим руку к письму, рисованию, вырезанию при этом упор идет только на левое полушарие. Так получается, что мы практически не затрагиваем вторую руку, а полушарие отвечающее за ее работу практически просто перестает взаимодействовать между собой.
У детей с ОВЗ выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка, возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации).
Для того чтобы корректировать и развивать интеллектуальные способности ребенка с ОВЗ, рекомендуют использовать в своей работе специально подобранные задания, упражнения, игры. Использование рекомендуемых заданий, игр и упражнений положительно повлияет на структурные изменения в организме и позволит расширить границы межполушарного взаимодействия. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.
Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как, лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по развитию межполушарного взаимодействия у детей.
Практическая значимость:
- видео-уроки с рекомендациями;
- обогащение РППС материалами по развитию межполушарного взаимодействия.
Ресурсы проекта:
- картотеки: «Проведи по линии сразу двумя руками», «Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия», «Глазодвигательные упражнения», комплексы кинезиологических упражнений, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения на растяжку, дыхательные, телесные, релаксационные упражнения;
- нейротренажеры,
Кадровое обеспечение: воспитатели
Цель проекта: создание условий для коррекции и развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредствам создания онлайн-видеожурнала с рекомендациями и видеоуроками по развитию межполушарного взаимодействия у детей для родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
1. Изучить нормативные, учебно-методические и интернет-источники по теме проекта.
2. Разработать Модель проекта – онлайн-видеожурнал с уроками и рекомендациями для родителей, имеющих детей с ОВЗ.
3. Спроектировать примерное содержание образовательной деятельности при создании онлайн-видеожурнала по развитию межполушарного взаимодействия с рекомендациями и видеоуроками для родителей, имеющих детей с ОВЗ»:
- разработать Видеоуроки на темы: комплексы «Кинезиологические упражнения», «Нейроупражнения для детей», «Графомоторика. Готовим руку к письму», «Развивающая игра «Круги», «Ловкие пальчики»
- подобрать иллюстрированный материал для родительского уголка по темам: «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать», «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка», «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей», «Нейротренажеры», «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»
- разработать образовательные сценарии совместных детско-родительских событий на темы: «Кинезиологические сказки», мастер-классы: «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР», «Методы развития межполушарного взаимодействия».
4. Обогатить РППС наглядным и дидактическим материалом по развитию межполушарного взаимодействия у детей: игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия
5. Разработать программу дополнительного образования «Нейро-фитнес» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
6. Спроектировать комплекс методических материалов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников.
7. Создать Telegram-канал для трансляции видеоуроков и взаимодействия с семьями воспитанников.
Этапы реализации проекта:
I этап - Подготовительный
Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.
II этап – Основной. Организационно – практический
Реализация проекта через взаимодействие с родителями посредством введения онлайн-видеожурнала с видеоуроками и рекомендациями и внедрение различных форм работы с родителями.
Мероприятия клуба «Нейро-фитнес» | Сроки | Ответственные |
- Круглый стол для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР» - Подготовка и распространение среди родителей буклетов на тему «Что же такое межполушарные связи, зачем они нужны и как их развивать» | Сентябрь 2023 г. | Воспитатели Воспитатели |
- Презентация «Игры и упражнения для развития межполушарных связей у детей с ЗПР» - Мастер-класс для родителей «Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР» | Октябрь 2023 г. | Воспитатели Воспитатели |
- Консультация «Гимнастика для мозга – ключ к развитию способностей ребенка» - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 1) - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 2) | Ноябрь 2023 г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Консультация «Дидактическое пособие «Дорожки» для развития межполушарного взаимодействия у детей» - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 3) - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 4) | Декабрь 2023 г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 5) - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 6) | Январь 2024 г. | Воспитатели Воспитатели |
- Буклет для родителей «Прописи для развития межполушарного взаимодействия у детей» - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 7) - Видеоурок «Кинезиологические упражнения» (комплекс 8) | Февраль 2024 г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Консультация для родителей «Нейротренажеры» - Видеоурок «Нейроупражнения для детей» - Буклет для родителей «Альбом графических упражнений для развития межполушарного взаимодействия» - Видеоурок «Графомоторика. Готовим руку к письму»
| Март 2024 г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Мастер-класс «Методы развития межполушарного взаимодействия» - Видеоурок «Развивающая игра «Круги» - Видеоурок «Ловкие пальчики» | Апрель 2024 г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Мониторинг «Выявление уровня психомоторного развития детей» - Детско-родительский досуг «Кинезиологические сказки» | Май 2024 г. | Воспитатели Воспитатели |
III этап – обобщающий
Разработка программы дополнительного образования «Нейро-фитнес» и комплекса методических материалов (видеоуроков), направленных на развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, презентация опыта работы.
Список литературы:
1. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 2/ Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2019. – 114 с.: ил. – (Культура здоровья с детства).
2. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения/ Ирина Праведникова. – М.: АЙРИС-пресс, 2019. – 112 с.: ил. + вклейка 8 с. – (Популярная нейропсихология).
3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 78 с.: ил. – (Школа развития).
4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 31 с.: ил. – (Школа развития).
5. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: раскраска с заданиями/Т.П. Трясорукова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 31 с.: ил. – (Школа развития).
6. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика/Т.П. Трясорукова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 32 с.: ил. – (Школа развития).
7. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 53, [3] с.: ил. – (Школа развития).
8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейропсихологические игры: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 60 с.: ил. – (Школа развития).
9. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи для мальчиков/Т.П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 32 с.: ил. – (Школа развития).
10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: готовимся к школе: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 48 с.: ил. – (Школа развития)., 2020. – 85 с.: ил. – (Школа развития). 11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: пальчиковый фитнес: рабочая тетрадь/Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 38 с.: ил. – (Школа развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений
Поект рассчитан на развитие интеллекта с помощью кинизиологии....
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Проект "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий
Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных игровых технологий"...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес...
Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»
В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...