«Игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»
консультация

Кузнецова Светлана Павловна

 

«Игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети, и даже взрослые, стали больше общаться с компьютером и телефоном, чем друг с другом.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, которая требует определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того, чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой. Ребенок дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко проговаривая каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончания. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствует лучшему усвоению речи.

 

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют такие игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»«Поручение»«Телефон»«Эхо» и др. Они не должны длиться более трех минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Игра «Кот и мыши». Стулья, на которых сидят дети (мыши), стоят по кругу, в центре – стул для водящего (кот). Кот спит (глаза закрыты или завязаны), мышки шепотом читают стихотворение.

Ночью мышки как-то раз
Вышли часик погулять,
Тут и там прошлись они,
Зашуршать боясь, ни-ни.

По окончании воспитатель дает одному из детей бумажку, которой нужно пошуршать. Кот определяет источник звука и жестом указывает на мышку, которая шумела. Она становится котом, игра продолжается.

Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях на выработку правильного произношения может быть утомительным для ребенка, поэтому игровой подход, и здесь наиболее приемлем.

Игра «Угадай, что спрятано за ширмой?» «Чудесный мешочек». Воспитатель прячет игрушку за ширмой (или в мешочке) и издает звук «ррр-рр» — дети угадывают: «Собака» ( «уу-уу» — самолет, ввв-ввв» — машинка и т.д.

Дети очень любят сказки, поэтому можно придумать сказку, к примеру про «Язычок»«Сон Язычка».

На занятиях по развитию речи можно использовать и игры-драматизации, театрализованные игры. Дети, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащая свой словарный запас. Ребенок, беря на себя роль, подражает поступкам, манерам и речи своего героя. Начинать эту работу можно с малых форм фольклора (потешки, скороговорки, загадки). В народной педагогике есть блестящие образцы для формирования культуры речи ребенка. Многие прибаутки богаты звучаниями, способствующими усвоению норм языка. В них своеобразная игра звуков и слов, посредством которой ребенок учится всем тонкостям родного языка.

Также в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору".

Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Необходимо обращать внимание родителей на особенности и значение игры для развития речи детей, привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

Таким образом, использование игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети, и даже взрослые, стали больше общаться с компьютером и телефоном, чем друг с другом.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, которая требует определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того, чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой. Ребенок дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко проговаривая каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончания. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствует лучшему усвоению речи.

 

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют такие игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»«Поручение»«Телефон»«Эхо» и др. Они не должны длиться более трех минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Игра «Кот и мыши». Стулья, на которых сидят дети (мыши), стоят по кругу, в центре – стул для водящего (кот). Кот спит (глаза закрыты или завязаны), мышки шепотом читают стихотворение.

Ночью мышки как-то раз
Вышли часик погулять,
Тут и там прошлись они,
Зашуршать боясь, ни-ни.

По окончании воспитатель дает одному из детей бумажку, которой нужно пошуршать. Кот определяет источник звука и жестом указывает на мышку, которая шумела. Она становится котом, игра продолжается.

Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях на выработку правильного произношения может быть утомительным для ребенка, поэтому игровой подход, и здесь наиболее приемлем.

Игра «Угадай, что спрятано за ширмой?» «Чудесный мешочек». Воспитатель прячет игрушку за ширмой (или в мешочке) и издает звук «ррр-рр» — дети угадывают: «Собака» ( «уу-уу» — самолет, ввв-ввв» — машинка и т.д.

Дети очень любят сказки, поэтому можно придумать сказку, к примеру про «Язычок»«Сон Язычка».

На занятиях по развитию речи можно использовать и игры-драматизации, театрализованные игры. Дети, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащая свой словарный запас. Ребенок, беря на себя роль, подражает поступкам, манерам и речи своего героя. Начинать эту работу можно с малых форм фольклора (потешки, скороговорки, загадки). В народной педагогике есть блестящие образцы для формирования культуры речи ребенка. Многие прибаутки богаты звучаниями, способствующими усвоению норм языка. В них своеобразная игра звуков и слов, посредством которой ребенок учится всем тонкостям родного языка.

Также в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору".

Родители являются участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Необходимо обращать внимание родителей на особенности и значение игры для развития речи детей, привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр.

Таким образом, использование игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование : «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

Для чего нужны дидактические игры. Как они развивают речь.Какие игры можно проводить с детьми, родителями, ипедагогами....

«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Оригами как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста

В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...