Гаджетозависимость
консультация

Морчукова Оксана Александровна

Гаджетозависимость - одна из сновных проблем современной семьи. Ребенок ждет в детском саду не родителей, которые за ним придут, а сотовый телефон, чтоб быстрее его схватить и сидеть весь вечер в ним. Воспитание и общение с ребенком в семье полностью заменил сотовый телефон. Родителям это тоже очень удобно - ребенок не плачет, не просит ему почитать или поиграть с ним и т.д. Но, что происходит с ребенком, если у него отобрать телефон - крики, слезы, истерики и пр. Это и есть гаджетозависимость, которой охвачены не только ребенок, но и все остальные члены семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadzhetozavisimost.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 ПО ТЕМЕ:

«ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТЬ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                  Подготовила: Морчукова О.А.

г. Пыть-Ях

2024 г.


               

                           Здравствуйте, уважаемые родители!

           Мы рады, что Вы  нашли время  для обсуждения этой темы. Эта тема не является новой, как для родителей, так и для педагогов. В настоящее время существует проблема гаджет - зависимости не только у старших школьников, но и у школьников младшего возраста и у детей дошкольного возраста, да и что греха таить, и мы взрослые порой не можем себя оттянуть от телефона или компьютера.

Зависимость от гаджетов начинается с родителей.
           Гаджет - зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом, что бы ребенок не мешал (в поликлинике, пробке или дома), не стоит этим злоупотреблять и заменять «живое» общение с ребенком на электронных «друзей».


               Многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным, не отвлекающим от взрослых дел. А в итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь.

 

          За последние время мы видим, что такое занятие, как игра на компьютере или бесконтрольный просмотр мультфильмов, устраивает не только наших детей, но и родителей. Ребенок ничего не просит, сидит спокойно и одновременно получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. И со временем экран заменяет ребенку живое общение с родителями и сверстниками, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт и.т.д.

Итак, что же такое гаджет-зависимость. По английски это звучит - gadget addiction. Гаджет-зависимость можно охарактеризовать как зависимость от использования всевозможных гаджетов, от интернета, социальных сетей и онлайн-игр. По оценкам экспертов, вскоре в развитых странах гаджет-зависимость выйдет на первое место по числу людей, которые ей страдают, опередив курение и алкоголизм.

Зависимость – это такой повторяющийся паттерн поведения, который увеличивает риск развития болезни или личных (социальных) проблем и сопровождается потерей контроля.

Теперь поговорим о биологии гаджет - зависимости. На первый взгляд зависимость от гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или курением, однако, как показывают научные исследования, в основе всех этих зависимостей лежит один и тот же механизм, связанный с синтезом «гормона удовольствия» — дофамина. Дофамин синтезируется в больших количествах во время позитивного опыта: приёма вкусной пищи, а также при приеме алкоголя, наркотиков и при использовании гаджетов. В дальнейшем, при совершении этих действий, организм будет регулярно вырабатывать все новые и новые дозы дофамина, вызывая чувство эйфории и поощряя человека снова и снова повторять то действие, которое приводит к его выработке.

Получается так, что если систему поощрения мозга слишком часто эксплуатировать, чтобы получать удовольствие, то её чувствительность постепенно снижается и в следующий раз требуется ещё большая стимуляция, чтобы добиться поставленной цели. Так возникает зависимость.

Но здесь очень важно отметить, что дофамин влияет на способность человека к концентрации внимания, к фокусированию на задаче и на мотивацию. Таким образом, даже небольшие изменения в чувствительности к дофамину негативно сказываются на эмоциональной чувствительности человека и особенно ребенка.

Согласно научным исследованиям во время игры происходит такое сильное выделение дофамина, что оно сравнимо с выделением при употреблении наркотиков. Считается, что это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня и.т.д.

Таким образом, дофамин, который заставляет нас чувствовать себя очень хорошо, может быть ответственным за игровую зависимость. Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем. Если к этому добавляются дополнительные факторы, увлечение может перерасти в зависимость.

У детей с раннего возраста формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Бывает так, что наших детей никакие другие классические детские развлечения уже не интересуют. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!».

             Найдите другие игры, которые помогут увлечь ребенка. Например: носите в сумке ручку и блокнот, пусть ребенок рисует.

Предлагаем Вам  пройти небольшой тест и  определить есть ли у вашего ребенка на сегодняшний день гаджетозависимость.

А также, чтобы в дальнейшем избежать серьезных проблем, связанных с зависимостью ребенка от гаджетов рекомендуем Вам поучаствовать в онлайн-курсе «Профилактика игровой и гаджетовой зависимости» по окончании, которого Вы получите сертификат о прохождении данного курса и приобретете  необходимые знания и умения по данному вопросу.

СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!


                             ЧЕМ ОПАСНЫ ГАДЖЕТЫ?


1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз: Близорукость, Конъюнктивит.

2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.
3. Нарушение осанки;
4. Сбой в системе кровоснабжения (головная боль). Лучший способ избавиться от неё - физическая нагрузка.
5. Нарушения ритма дыхания.



СОВЕТ: Ограничьте экранное время (время провождения у гаджетов для развлечения):

ДО 5 ЛЕТ не более 1 часа в день, с перерывами каждые минут для отдыха глаз;

СТАРШЕ 5 ЛЕТ не более 2 часов, с перерывами каждые 20-30 минут.

Минусы: социальное безразличие, садиться зрение, малоподвижный образ жизни (возможность искривления осанки), капризы, агрессивность.

Плюсы: развитие и образование


                             УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛА:


- Запретите вход с планшетом на кухню, что бы дети разделяли, где можно пользоваться гаджетами, а где нет, пусть уважают труд мамы на кухне;

- Детям с избыточным весом кушать за просмотром мультиков категорически запрещено;


- Семейные обеды, совместное времяпровождения, игры на свежем воздухе, то к чему нужно стремиться, ради общения ребенка с людьми и окружающим миром.


КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ НАБЛЮДАТЬСЯ  У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ГАДЖЕТОВ?


1. Когда ребёнок полностью поглощен в гаджетах, то когда родители отбирают их, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём.


2. Окружающая реальность не столь яркая и уж совсем не эстетично организована - обычная серость, тусклость, грязь и бардак — и ребенку снова хочется погрузиться в красоту нереально мира!


3. В реальности не все окружающие нас объекты находятся в движении, поэтому ребенку трудно их воспринимать, так как зрительный центр мозга уже «натренирован» видеть и фокусироваться только на том, что движется.


4. Если ребёнок утратил способность самому следить за происходящим, приходится фокусировать его внимание на чем-либо.


                            ЗА ИЛИ  ПРОТИВ ГАДЖЕТОВ?


           В современном мире, дети и взрослые не представляют жизнь без телефонов, планшетов, компьютеров и многих других умных устройств. Но как понять нужны ли они ребенку? Гаджеты могут присутствовать в повседневной жизни детей, но дозировано и под присмотром родителей, что бы избежать игры и видео не соответствующие возрасту ребенка.

                             

                   

Тест определения зависимости от гаджетов
у детей старшего возраста

Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:


1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
10. Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.

Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:


1-4 — нет поводов для беспокойства;
5-6 — тенденция к зависимости;
7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.

Тест определения зависимости от гаджетов
у детей дошкольного возраста

Ответьте честно и откровенно утвердительно («да») или отрицательно («нет») на следующие вопросы о своем ребенке:


1. Мой ребенок не может  провести день без компьютера, смартфона, других технических средств.
2. Когда ребенок не использует  гаджет, он начинает нервничать.
3. Не может ограничивать время занятий, всегда сидит со смартфоном больше, чем планирует.
4. Врет  родителям, сколько времени проводит  со своими гаджетами.
5. Мечтает  остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочет его использовать.
6. Откладывает  важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
7. Когда ребенок  уделяет  время компьютеру, смартфону, у него хорошее настроение, испытывает  чувство эйфории, радости.
8. Требует от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у него болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
10. Предпочитает  игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке, играм.

Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:


1-4 — нет поводов для беспокойства;
5-6 — тенденция к зависимости;
7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусственный разум:детская гаджетозависимость.

Детская гаджетозависимость - актуальная проблема современного воспитания.Читать полностью на сайте "Счастливые родители": перейти по ссылке: http://www.parents.ru/article/iskusstvennyj-razu...

Консультация для родителей по теме "Гаджетозависимость"

Консультация для родителей по теме "Гаджетозависимость"...

Гаджетозависимость детей дошкольного возраста

Родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным миром, покупая ему разные модные штучки. Они искренне считают, что это необходимо. И забывают о том, чтобы увеличивать круг других ин...

"Влияние гаджетозависимости на здоровье и развитие ребенка"

Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов. Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического ...

Гаджетозависимость детей дошкольного возраста

А есть ли у вашего ребегка зависимость от гаджетов?...

Консультация для родителей о гаджетозависимости у дошкольников

В данном тексте мы рассмотрим, какие есть плюсы и минусы у гаджетозависимости, дадим рекомендации и определим правильный электронный день для дошкольников...