Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Посиделки у Хозяюшек»
методическая разработка (подготовительная группа)

Костенко Оксана Викторовна

Аннотация: данный мастер класс предлагает познакомить родителей и детей с особенностями русского быта; узнать, что было самым главным в деревенской избе, и как быстро и просто можно изготовить оберег-куклу Кувадку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста и их родителей

«Посиделки у Хозяюшек»

Цель: знакомство детей и родителей с культурными традициями и обычаями на Руси.

Задачи:

- приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

- обучать традиционным приемам изготовления игрушек из ткани; 

- расширять знания и представления детей о народных играх;

-развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом, убранством русской избы;

 -воспитывать уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, ткань и нитки для изготовления куклы, кукла Кувадка, записи русских народных песен, предметы русского быта, деревянные ложки в плетенной корзине, шкатулка, иллюстрации русской печи.

Предварительная работа:

1.Изготовление и поиск атрибутов

2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки,

пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Разучивание русских народных игр с детьми.

Ход мастер класс:

Хозяюшки избы (воспитатели группы) встречают детей и родителей у входа в русском народном костюме:

1-я Хозяюшка: 

- Ой, вы гости наши,

  Все красивые, какие,

  Здравствуйте!

  Мы, хозяйки этого дома, нашей избы.  

2-я Хозяюшка: 

- Дорогие ребята и родители, мы рады нашей встрече. Давайте поздороваемся так, как здоровались раньше на Руси: «Здравствуйте, гости», «Здравствуйте, хозяюшки» (прикладывая к сердцу руку и потом опустить её к полу).

1-я Хозяюшка:

- Просим в нашу избу, присаживайтесь.

  Сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети и родители  проходят в «группу», присаживаются на стульчики).

2-я Хозяюшка:

- Рассказывайте, откуда прибыли вы к нам?

- Как страна зовется ваша, в которой вы живёте? Да и город ваш хотелось бы узнать?                

1-я Хозяюшка:

- А знаете ли вы, что давным-давно, в старые времена наша страна не Россией звалась, а Русью?  (наглядность)                                                                            

Раньше, как и сейчас, у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы)

2-я Хозяюшка: 

- Ребята скажите, как мы себя чувствуем дома? (ответы)

- Для чего мы идем домой?

1-я Хозяюшка:

- А кто из вас знает, почему раньше Русь называли деревянной?  

1-я Хозяюшка:

- Ой, а у нас, есть шкатулка, красивая, в ней для вас много интересных предметов.  Как загадку отгадаете, то и шкатулка вам «отдаст», о том и поговорим, с ним и поиграем.

В избе — изба,

На избе — труба.

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(печь) (достают из шкатулки)

2-я Хозяюшка: 

- Вы уже догадались наверно, что самое главное в деревенской избе?  (это печь).

1-я Хозяюшка: 

- Какие вы молодцы! «Печь - это самое главное в доме, что было». Русская печь существует много тысяч лет!  

- Как же печка могла помощь людям? Что в ней готовили?

2-я Хозяюшка:

- В русской печи готовили каши, блины, пекли разные пироги. Печка согревала избу и людей, да и животных тоже. На печи спали детки и старики, она «лечила» даже от некоторых болезней. А еще у русской печи все плясали и играли.

1-я Хозяюшка:

- Не пора ли нам отдохнуть, да поиграть. На Руси, народ играл в разные хороводные подвижные игры.                                                                                                                                    

- Собирайся народ, русская игра вас ждет. (Звучит русская народная музыка).  

Игра «Золотые ворота».

(Выбирается двое участников, которые должны встать друг напротив друга и поднять руки вверх, образуя, таким образом, ворота. Остальные игроки должны пройти через эти ворота, взявшись за руки.

Поется песня или проговариваются слова под музыку:

- В золотые ворота, проходите, гости.

   Золотые ворота пропускаю не всегда.

   Первый раз прощается, второй раз запрещается,

   А на третий раз не пропустим вас!

- В конце песни руки двух игроков опускаются, ворота закрывается. Те, кого поймали ворота, становятся частью ворот.

2-я Хозяюшка: 

- Поиграли. Присаживайтесь на свои места. Ждёт нас следующая игра, у нас припасена для вас загадка.

 -  Деревянные подружки, звонко бьются друг о дружку.

    Расписные как матрешки. Угадали? Это …. (ложки)

1-я Хозяюшка: 

- Раньше у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Ложки были не только красивые, а еще и полезные. Считалось, если есть ложками из дерева, то еда становилась ароматнее и вкуснее, потому что они изготавливались из хороших деревьев: дуба, яблони, липы, что полезно для здоровья. А еще деревянные ложки не нагревались, поэтому нельзя было обжечься горячей едой. А еще ложки использовались, как музыкальный инструмент.

- Есть у нас для вас ложки тоже, но не простые, а деревянные, музыкальные! (берут из корзины ложки)

- Гости, а вставайте в круг, поиграем мы на ложках.

Игра на ложках (Повторяют под музыку ритмы ложками).

2-я Хозяюшка:

- Давайте посмотрим, что осталось в шкатулке? (куколка Кувадка).

1-я Хозяюшка:

- Гости дорогие, что это за кукла такая? Кто расскажет о ней? (ответы)

(Куколка Кувадка считалась самым сильным оберегом для младенцев. Их подвешивали над кроваткой младенца, сталось, что это оберегает от нечистой силы. Их должно было быть нечетное количество. Мама мастерила куколок за две недели до рождения ребёнка. Их «крутили» и обязательно в хорошем настроении, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куколку старались вложить частичку своей души.

2-я Хозяюшка:

-  Всё правильно. Молодцы. 

- Сегодня мы с вами научимся делать вот таких куколок- обереги (показ куклы).

- А вы знаете, что такое оберег?

- Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, болезни.  Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуда, одежда, оружие, мебель, и даже дом и ворота превращали в оберег.

Связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушки. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становятся любимой игрушкой.

1-я Хозяюшка:

- Куклы - обереги очень бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Она может быть любого цвета. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится. Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. А чтобы работа ладилась, приглашаем всех приступить к работе.

2-я Хозяюшка:

- Ребята, но прежде, чем приступить к работе, по нашей традиции нужно руки и пальчики подготовить, давайте научим и наших родителей.

«Гости»

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! (мизинцы четыре раза постукивают друг о друга).

- Что, что, что? (три раза постукивают друг о друга указательные пальцы).

- Гости едут! (постукивают мизинцы).

- Ну и что? (постукивают указательные пальцы)

-Здрасьте, здрасьте! (средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

- Чмок, чмок, чмок! (гости целуются). Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

1-я Хозяюшка:

- Итак, отдохнули? В хорошем настроении, приступаем к работе. Изготавливать куклу необходимо с головы. Положите перед собой большой лоскуток ткани, и начинаем его скручивать к середине по длинным сторонам ткани.

Полученный лоскут складываем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, плотно перетягиваем лоскут несколькими витками нитки. Лишнюю нитку отрезаем, оставляем маленький конец. Кончики нитки завязываем простым узлом. Данный цвет ниток выбран неслучайно (красный цвет означает - изобилие, а белый – чистоту, порядок).

- Потом небольшой лоскуток ткани скручиваем и ниткой завязываем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Вот получились руки нашей куклы. Вставляем ручки в туловище и стягиваем ниткой талию куколке. На груди куколке, перетягиваем крестик. Крест перевязываем нечётное количество раз, и завязываем двойной крепкий узелок. Крест - символ, который обозначает жизнь и плодородия. Кувадка готова.

 2-я Хозяюшка:

- Какие все мастера и мастерицы! Ой, да молодцы.

 1-я Хозяюшка:

- А нам пора прощаться с вами люби добрые, гости дорогие! Пусть эти обереги хранят вас и ваши семьи.

- Пожелаем вам до свидания, как раньше «скатертью дорога».

— Это не обидное выражение - раньше это означало, что хозяева дома желают, чтобы дорога хороших гостей была гладкой, как скатерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Великие кулинары»

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями    «Великие кулинары»...

Совместное мероприятие с родителями: мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Сувенирное мыло»

Каждый день мы пользуемся мылом. Как делают мыло? Из чего оно состоит? – эти вопросы волнуют детей. И тогда мы, родители и воспитатели, предложили ребятам самим попробовать сделать индивидуально...

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов "Кукла-скрутка".

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки...