Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов "Кукла-скрутка".
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготовлению куклы уже с трехлетнего возраста...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kukla-skrutka.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла-скрутка»
Автор: Шабалина Анна Сергеевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 88 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Мастер-класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, родителей, педагогов.
(Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание).
Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.
Цель: Научить видеть красоту объектов, созданных из обычных материалов, бросовых обрезков ткани, кусочков ниток, кружева, тесьмы.
Задачи.
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановить и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепить у детей трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Заинтересовать взрослых в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
Материалы.
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
- белые нитки;
- вата для объема;
- тесьма для пояса.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
- О народной кукле сейчас вам расскажу,
А если вдруг понравится, как сделать покажу.
Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Технология изготовления.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива (за основу можно взять старое махровое полотенце).
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание.
Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.
Завязываем ниткой на уровне шеи.
Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.
Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
Мастер-класс "Рефлексивная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов, старших воспитателей. Представлены различные виды организации рефлексивной деятельности старших дошкольников....
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пуантилизмом «Золотая рыбка»
Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 ...
Мастер-класс «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Мастер-класс знакомит с таким средством развития речи дошкольников, как рукотворная книга....
Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...
Мастер- класс «Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов детского фитнеса (разноцветные эспандеры)»
Мастер- класс «Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов детского фитнеса (разноцветные эспандеры)»В последнее время отмечается тенденция...
Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников....