Консультация для родителей «О традициях русской народной культуры»
консультация (средняя группа)
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из
поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках, традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
Духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Но подобно
другому любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому
начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслом, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Уже в младшей группе детей начинают приобщать к народной игрушке
(пирамидкам, матрешкам, каталкам, качалкам, игрушкам - забавам и др.) Знакомим
малышей с русскими народными играми хороводами, сказками, загадками, пословицами, поговорками, частушками, прибаутками. Кроме того, знакомим детей с декоративно прикладным искусством: Хохломы, Городца, Дымки, Филимоновской игрушкой.
От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению
фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве. Мы стараемся больше употреблять в разговорной речи с детьми потешек, поговорок, пословиц, которыми так богат русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры»
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из
поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках, традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.
Духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Но подобно
другому любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому
начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслом, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Уже в младшей группе детей начинают приобщать к народной игрушке
(пирамидкам, матрешкам, каталкам, качалкам, игрушкам - забавам и др.) Знакомим
малышей с русскими народными играми хороводами, сказками, загадками, пословицами, поговорками, частушками, прибаутками. Кроме того, знакомим детей с декоративно прикладным искусством: Хохломы, Городца, Дымки, Филимоновской игрушкой.
От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению
фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве. Мы стараемся больше употреблять в разговорной речи с детьми потешек, поговорок, пословиц, которыми так богат русский язык.
Для приобщения детей к традициям и обычаям русской культуры выбраны
следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие
в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни,
пословицы, поговорки, хороводы и т.д). В детском народном творчестве как нигде
сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные
ценности, представленные о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с пословицами, загадками, сказками мы тем самым приобщаем их к
общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, загадки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей.
3. Большое место в приобщение детей к народной культуре должны занимать
народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она
пленит душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту. Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставляла и простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы. До наших дней на севере России сохранились традиционные промыслы: резьба по кости, плетение кружев, изготовление изделий из оленьего меха. Центральная часть России известна производством художественных предметов из дерева и металла. Урал знаменит кружевным литьём, прекрасными ювелирными изделиями из самоцветов. Остановимся на основных направлениях искусства, составивших всемирную славу русского народного творчества.
КЕРАМИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Вятская игрушка
Впервые вятская ярко раскрашенная фигурка – игрушка свистунья – упоминается в описании праздника Свистопляски в 1811году. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Куклы-свистуньи продавались здесь же, на улице.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, дочери богатых горожан, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщина в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, жёлтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми вёдрами.
Во множестве лепились и фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Это тоже дань древней традиции. Бог солнца изображался славянами в виде двух - или трехглавого коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь. Так, около Роженицы появились домашние животные или младенцы. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «барыню».
Если судить по губернской переписи 1856 года, то к этому времени в Вятке насчитывалось более пятисот семей игрушечников. Все они жили за рекой, в слободе Дымково. Отсюда и пошло название – «дымковская игрушка». В 1871 году в «Вятских губернских ведомостях» был впервые описан дымковский промысел.
Гжельская керамика
Под Москвой, в Раменском районе (село Гжель) еще в XVI веке изготавливалась из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих российских городах. Постоянно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в XVIII веке достигла наибольшего расцвета. Позднее ее сильно потеснила мода на фарфоровые изделия (Дулевский, Кузнецовский фарфоровые заводы), однако гжельский промысел все же не погиб и сохранился до настоящего времени.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от пяти до двадцати сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а также детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т. п.).
И в наше время скульптурки и игрушки изготавливаются вручную, а посуда всегда формируется на гончарном круге или в гипсовых формах. Потом изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА И РОСПИСЬ
Хохлома
Одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву – хохломская роспись. Сказать, когда она возникла, трудно: похожие изделия были обнаружены в нижегородских раскопках, и относятся они к XVI-XVIII векам. Некоторые исследователи считают, что окончательное становление промысла произошло в XVIII веке.
На крате государства Российского 1613 года к северу-востоку от Нижнего Новгорода изображена башенка, а под ней подпись: Хохлома. Известно, что в 1618 году царь Михаил Романов подарил Хохлому дьяку Ивану Грамотину, а тот, в свою очередь, через пятнадцать лет, подарил ее троице-Сергиевскому монастырю. Такому подарку монахи были рады: ведь мастера – создатели деревянной посуды, о которой упоминается еще в летописях 1439 года, становились собственностью монастыря.
Посуда из дерева на Руси – не диковинка: из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Однако, хохломичи умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия – чаши, братины, соломки и многое другое. В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, ольха). Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка (оловянного, а сейчас - алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Хохломская техника нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуды Древней Руси, но изготовлена из широкодоступного природного материала.
Роспись хохломских изделий также полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в далекое прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «Рыжик», «Ярило», «Красное» и, скорее всего, сохранился еще с языческих времен. Потом вместо круга стали рисовать квадрат («Пряник»), который позже превратился в ромб («Косовик»). Уже позднее хохломская роспись приобрела характерный узор. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону – считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «кудри» - вьющиеся волосы). Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменной тонкой резьбой, украшающей русские церкви.
Несмотря на строгую черно-красную гамму, хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Очень красивые и нарядные, хранящие тепло дерева и человеческих рук, изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран. Недаром даже простая хохломская ложка считается одним из лучших сувениров.
Городецкая роспись
Этот русский народный художественный промысел существует с середины XIX века. Им занимались жители нижегородских деревень, расположенных близ города Городца.
Городецкая роспись яркая, лаконичная, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Такой росписью украшались прялки, мебель, ставни и двери домов. Излюбленные сюжеты – жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Материалом для изделий служит древесина. Техника изготовления – токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками. Изделия покрываются лаком. В настоящее время существует фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает сувениры.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА
Жостово
Во второй половине XIX века неподалеку от Федоскина, в деревне Жостово, было налажено производство подносов. Постепенно это место стало центром промысла – изготовления металлических изделий с использованием лаковой живописи.
Технология изготовления жостовских подносов сложна и включает множество операций. Вначале для придания нужной формы прессуют тонкий лист металла. Края будущего изделия заворачивают, всю поверхность грунтуют, шпаклюют и покрывают цветным лаком. Традиционно для этого чаще используется черный цвет, хотя подносы бывают и красными, и зелеными, и золотистыми. Для придания поверхности прочности и блеска лак наносится трижды и после каждого покрытия поднос просушивается в печах. Подготовленную таким образом поверхность подноса художник расписывает масляными красками.
Несмотря на неповторимость работы каждого мастера, жостовская роспись имеет свои особые традиции. В основном, используются растительные композиции – крупные цветы, букеты, гирлянды. Края подноса украшают орнаментом. После нанесения рисунка подносы опять трижды лакируются, на этот раз бесцветным лаком, с непременной просушкой. Завершает процесс ручная полировка поверхности подноса специальным порошком. Очень нарядные, жостовские подносы пользуются большим спросом и являются широко известными за пределами России изделиями русского художественного промысла.
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
Вологодское кружево
Плетение кружев на Руси всегда было очень популярным, но самое знаменитое – вологодское кружево. Это новый вид кружева, плетеного на коклюшках. Промысел
существует с первой четверти XIX века.. В Вологодской губернии, в имениях помещиков, крепостные кружевницы выплетали отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским образцам.
На коклюшки наматывается нитка. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, которые по мере выполнения рисунка переставляет с одних точек не другие.
Вологодское кружево представляет собой узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, которая выступает на фоне тонкой ажурной «решетки».
Таким образом, воспитание детей на традициях русской культуры - одна из
актуальных и сложнейших проблем, которая должна решатся сегодня всеми, кто имеет
отношение к детям, поскольку то, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится
позднее и станет его и нашей жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...
Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...
Консультация дл родителей "Приобщение к русской народной культуре "
Целью работы по приобщению детей к русской народной культуре является формирование «базиса культуры» и воспитание уважительного отношения к пам...