ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ Семинар - практикум для родителей на тему: «Здоровая стопа – здоровый ребёнок»
учебно-методический материал (средняя группа)

Тулякова Тамара Рафаиловна

Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким.

 «Здоровье начинается со стопы».

На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выражение, но мы постараемся сегодня убедить вас в том, что это не так.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок» комбинированного вида р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Семинар - практикум для родителей на тему:

«Здоровая стопа – здоровый ребёнок»

Подготовила:

Инструктор по ФК

Тулякова Т.Р.

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, предупреждающими плоскостопие у детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: платочки, ленточки, цветные карандаши, листы бумаги, массажные мячики, гимнастические палки, коврики.

Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким.

«Здоровье начинается со стопы».

На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выражение, но мы постараемся сегодня убедить вас в том, что это не так.

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия.

У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерационально подобранная сменная обувь.

Особое значение при формировании стопы имеют условия пребывания ребёнка в детском саду, где он проводит большую часть дня.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы детской ноги расходятся веером, в то время как у взрослого они плотно прилегают друг к другу.

Важная функция стопы определяется расположением особых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь с различными системами организма.

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы уже с раннего возраста.

Какие же факторы, в том числе связанные с условием пребывания ребёнка в детском саду, влияют на свод стопы?

Первое: обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние, могут появиться потёртости, мозоли.

Второе: подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Гибкость голеностопного сустава считается нормальной, если угол между стопой и горизонтальной поверхностью пола составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и быстрому утомлению. Слишком мягкая подошва (как у «чешек») также недопустима

Третье: важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар ноги о твёрдую поверхность при ходьбе.

Четвёртое: для профилактики деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

Пятое: наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию стопы в носочной части. Открытый носок приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травм пальцев.

Шестое: прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями.

Седьмое: наличие дополнительных «окошек», позволяющих осуществлять хорошую вентиляцию обуви.

Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы, иметь достаточно гибкую, (но не мягкую) невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.

А сейчас я предлагаю пройти вам в наш «обувной магазин» и выбрать правильную обувь для вашего ребёнка.

(Родители подходят к столу, где находится детская обувь, выбирают и рассказывают, почему выбрали именно эту обувь).

Обратите, пожалуйста, особое внимание на сменную обувь ваших детей с точки зрения её соответствия требованиям профилактической обуви.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голени.

Игры не только развлекают ребёнка, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат.

Рекомендую вам несколько подвижных игр. Игровые упражнения следует выполнять без обуви (предлагаю родителям поиграть в игры).
И.п. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

1. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик (можно теннисный).
Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально
нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

2. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа.
Захватить его стопами, поднять и переложить налево. Сделать то же
упражнение в обратном направлении(4-6 раз в каждую сторону).

3. «Подними мяч». Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени,
поднять ноги, удерживая их в таком положении на счет 1 -3, опустить
(8-10 раз).

4. «Подними платок». Захватить платок пальцами правой ноги,
поднять, затем разжать, чтобы платок упал. Опустить ногу. Тоже
сделать левой ногой (по 6-8 раз каждой ногой).

Игровое упражнение « Озорные ножки»
Ребёнок сидит на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо его взять пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палки и не уронив платок. Правая нога возвращается в и.п. Затем тоже самое движение выполнить левой ногой. При выполнении упражнения ребёнок приговаривает:

Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю.
Палку я не зацеплю.

5. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить
ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (4-5 раз).

6. «Сборщик». Собирать пальцами одной ноги мелкие предметы,
разложенные на полу (бумажные шарики, карандаши, ластики,
мелкие игрушки из киндеров и т.д.), и складывать их в кучку (1 -2
минуты). Затем упражнение выполняется другой ногой.

7. «Прокати мяч». Ребенок и взрослый сидят на полу друг против
друга, опираясь руками о пол. Необходимо прокатывать мяч ногами.
Ловить мяч руками нельзя.
И.п.: сидя на стуле.

1. «Художник» Пальцами одной ноги, захватывая карандаш
рисовать на листе бумаги разные фигуры, придерживая лист
другой ногой (30-50 секунд). Затем упражнение выполняется
другой ногой.

2. «Собери фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному
карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, и др.) и
буквы (А,Г,К,П).
И.п.: стоя.
Разные виды ходьбы:
 На носках с различным положением рук (вверх, в стороны, на
плечах);
игровое упражнение « Великан и карлик».
« Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. « Карлики « передвигаются, присев на корточки.

 На пятках, руки за спиной в замке внизу или за головой;
 На внешней стороне стопы («Мишка косолапый»);
 По ребристой доске босиком, руки в стороны;
 По канату прямо и боком;
 По мягкой поверхности – прыгать на носках;
 По колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони,
полусогнутыми пальцами) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются
также голени – от стопы к коленному суставу
И.п. ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Левой рукой надо взять
левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично
растираем ступни (2-4 минуты). Затем то же, но правую ногу.

Памятка для родителей
 Внимание стопам нужно уделять постоянно. Тесные носки и колготки
недопустимы.
 Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
 У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва,
низкий устойчивый каблук.
 Ребенку необходимо как можно больше двигаться.

 Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорили о здоровье и убедились в важности стопы в оздоровлении ребёнка. Хотелось бы выразить уверенность в том, что проблема здоровой стопы дошкольника займёт достойное место в оздоровлении ваших детей и вы, родители, уделите должное внимание укреплению стоп ребенка.

.


Используемая литература.


1. «Нарушения осанки и плоскостопие» - ж. «Здоровье дошкольника»
№6 – 2008 г.
2. «Помните – здоровье начинается со стопы!», ж. «Дошкольное
воспитание» №8 – 2005 г.
3. «Профилактика плоскостопия», ж. «Ребенок в детском саду» №1 –
2006 г.
4. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей», ж.
«Дошкольное воспитание» №8 – 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».

Структура семинара:          Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Растим детей здоровыми» Семинар - практикум

Цель:*Познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.* Формировать у родителе...

Семинар –практикум по формированию ЗОЖ «Семь составляющих здоровья»

Цель: Познакомить воспитателей с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, привлечь к участию в совместных с детьми оздоровительных мероприятиях. Задачи: Продолжать работу по ...

Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»

Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-пр...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий".

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий"....

Семинар-практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

   Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.     Задачи:1. Познакомить п...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто».

Цель: систематизировать знания родителей по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни....