ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ Семинар - практикум для родителей на тему: «Здоровая стопа – здоровый ребёнок»
учебно-методический материал (средняя группа)
Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким.
«Здоровье начинается со стопы».
На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выражение, но мы постараемся сегодня убедить вас в том, что это не так.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар - практикум для родителей на тему: «Здоровая стопа – здоровый ребёнок» | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Родничок» комбинированного вида р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
Семинар - практикум для родителей на тему:
«Здоровая стопа – здоровый ребёнок»
Подготовила:
Инструктор по ФК
Тулякова Т.Р.
Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, предупреждающими плоскостопие у детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: платочки, ленточки, цветные карандаши, листы бумаги, массажные мячики, гимнастические палки, коврики.
Все родители мечтают о том, чтобы ребёнок рос здоровым и физически крепким.
«Здоровье начинается со стопы».
На первый взгляд, кажется, что не настолько значимо это выражение, но мы постараемся сегодня убедить вас в том, что это не так.
Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия.
У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является нерационально подобранная сменная обувь.
Особое значение при формировании стопы имеют условия пребывания ребёнка в детском саду, где он проводит большую часть дня.
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы детской ноги расходятся веером, в то время как у взрослого они плотно прилегают друг к другу.
Важная функция стопы определяется расположением особых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь с различными системами организма.
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы уже с раннего возраста.
Какие же факторы, в том числе связанные с условием пребывания ребёнка в детском саду, влияют на свод стопы?
Первое: обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние, могут появиться потёртости, мозоли.
Второе: подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Гибкость голеностопного сустава считается нормальной, если угол между стопой и горизонтальной поверхностью пола составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и быстрому утомлению. Слишком мягкая подошва (как у «чешек») также недопустима
Третье: важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар ноги о твёрдую поверхность при ходьбе.
Четвёртое: для профилактики деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.
Пятое: наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию стопы в носочной части. Открытый носок приводит к неустойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травм пальцев.
Шестое: прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями.
Седьмое: наличие дополнительных «окошек», позволяющих осуществлять хорошую вентиляцию обуви.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы, иметь достаточно гибкую, (но не мягкую) невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.
А сейчас я предлагаю пройти вам в наш «обувной магазин» и выбрать правильную обувь для вашего ребёнка.
(Родители подходят к столу, где находится детская обувь, выбирают и рассказывают, почему выбрали именно эту обувь).
Обратите, пожалуйста, особое внимание на сменную обувь ваших детей с точки зрения её соответствия требованиям профилактической обуви.
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голени.
Игры не только развлекают ребёнка, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат.
Рекомендую вам несколько подвижных игр. Игровые упражнения следует выполнять без обуви (предлагаю родителям поиграть в игры).
И.п. сидя на коврике, руки в упоре сзади.
1. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик (можно теннисный).
Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально
нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
2. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа.
Захватить его стопами, поднять и переложить налево. Сделать то же
упражнение в обратном направлении(4-6 раз в каждую сторону).
3. «Подними мяч». Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени,
поднять ноги, удерживая их в таком положении на счет 1 -3, опустить
(8-10 раз).
4. «Подними платок». Захватить платок пальцами правой ноги,
поднять, затем разжать, чтобы платок упал. Опустить ногу. Тоже
сделать левой ногой (по 6-8 раз каждой ногой).
Игровое упражнение « Озорные ножки»
Ребёнок сидит на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо его взять пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палки и не уронив платок. Правая нога возвращается в и.п. Затем тоже самое движение выполнить левой ногой. При выполнении упражнения ребёнок приговаривает:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю.
Палку я не зацеплю.
5. «Растяни ленточку». Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить
ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (4-5 раз).
6. «Сборщик». Собирать пальцами одной ноги мелкие предметы,
разложенные на полу (бумажные шарики, карандаши, ластики,
мелкие игрушки из киндеров и т.д.), и складывать их в кучку (1 -2
минуты). Затем упражнение выполняется другой ногой.
7. «Прокати мяч». Ребенок и взрослый сидят на полу друг против
друга, опираясь руками о пол. Необходимо прокатывать мяч ногами.
Ловить мяч руками нельзя.
И.п.: сидя на стуле.
1. «Художник» Пальцами одной ноги, захватывая карандаш
рисовать на листе бумаги разные фигуры, придерживая лист
другой ногой (30-50 секунд). Затем упражнение выполняется
другой ногой.
2. «Собери фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному
карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, и др.) и
буквы (А,Г,К,П).
И.п.: стоя.
Разные виды ходьбы:
На носках с различным положением рук (вверх, в стороны, на
плечах); игровое упражнение « Великан и карлик».
« Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. « Карлики « передвигаются, присев на корточки.
На пятках, руки за спиной в замке внизу или за головой;
На внешней стороне стопы («Мишка косолапый»);
По ребристой доске босиком, руки в стороны;
По канату прямо и боком;
По мягкой поверхности – прыгать на носках;
По колючей поверхности – переступать с пятки на носок;
Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони,
полусогнутыми пальцами) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются
также голени – от стопы к коленному суставу
И.п. ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Левой рукой надо взять
левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным
пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично
растираем ступни (2-4 минуты). Затем то же, но правую ногу.
Памятка для родителей
Внимание стопам нужно уделять постоянно. Тесные носки и колготки
недопустимы.
Ребенок не должен ни в коем случае донашивать чужую обувь.
У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва,
низкий устойчивый каблук.
Ребенку необходимо как можно больше двигаться.
Необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно.
Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорили о здоровье и убедились в важности стопы в оздоровлении ребёнка. Хотелось бы выразить уверенность в том, что проблема здоровой стопы дошкольника займёт достойное место в оздоровлении ваших детей и вы, родители, уделите должное внимание укреплению стоп ребенка.
.
Используемая литература.
1. «Нарушения осанки и плоскостопие» - ж. «Здоровье дошкольника»
№6 – 2008 г.
2. «Помните – здоровье начинается со стопы!», ж. «Дошкольное
воспитание» №8 – 2005 г.
3. «Профилактика плоскостопия», ж. «Ребенок в детском саду» №1 –
2006 г.
4. «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей», ж.
«Дошкольное воспитание» №8 – 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».
Структура семинара: Пре – тест (саморефлексия).1.Синдром эмоционального выгорания;2.Влияние синдрома эмоционального выгорания на профессиональную ...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Растим детей здоровыми» Семинар - практикум
Цель:*Познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.* Формировать у родителе...
Семинар –практикум по формированию ЗОЖ «Семь составляющих здоровья»
Цель: Познакомить воспитателей с опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, привлечь к участию в совместных с детьми оздоровительных мероприятиях. Задачи: Продолжать работу по ...
Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-пр...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий".
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Воспитание культуры здоровья у дошкольников как одно из направлений здоровье - сберегающих технологий"....
Семинар-практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:1. Познакомить п...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто».
Цель: систематизировать знания родителей по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни....