Родительское собрание "Игровые приёмы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41»
(МБДОУ «Детский сад №41»)
Выступление на родительском собрании
Тема: «Игровые приемы в развитии коммуникативных способностей детей старшего возраста»
ПОДГОТОВИЛ:
Воспитатель Галкина Ирина Васильевна
Многие из детей испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые и крикливые, или, наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, замкнутые, конфликтные дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Поэтому у данных детей на лицо проблемы общения, как с детьми, так и взрослыми. Это и определило тематику моей работы с детьми данной категории.
И сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной проблеме. Итак, тема нашего собрания: «Игровые подходы в развитии коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель: мотивировать родителей на использование игровых подходов для развития коммуникативных способностей детей.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
- Представить свой педагогический опыт по внедрению игровых подходов в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Обучить вас основным подходам использования игр и игровых упражнений в развитии коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к свей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Не для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков или компьютерные игры в телефоне или планшете. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Мною была поставлена трудная, но разрешимая задача: помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Систематически вовлекая детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряю их попытки разрешать конфликт без применения силы, а с помощью высказываний своих мыслей и чувств. Для анализа поведения конфликтовавших детей использую аналогичное поведение сказочных персонажей; привлекая в совместные игры разных детей, создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В течение всего образовательного процесса для совершенствования коммуникативных навыков воспитанников использую различные методы и приёмы, такие как:
- проведение сюжетно-ролевых игр; игр-драматизаций, игр-путешествий для закрепления правил поведения;
- чтение художественной литературы для брожения детьми эмоциональных сопереживаний;
- проведение нравственно-этических бесед, направленных на формирование этических и моральных норм поведения и развитию самоконтроля и самооценки.
У нас в группе, благодаря Вам, дорогие родители, появились такие замечательные подушки-подружки!
Вместе читая книги мы сидим на своих подушках, чувствуем себя комфортно, расслаблено. Но наши подушки-подружки могут с нами и поиграть.
Сегодня я хочу показать вам игровые комплексы с подушками.
Агрессивное поведение, гиперактивность.
Цель: снятие напряжения, развитие внимания, развитие навыков взаимодействия и саморегуляции.
«Выбиваем пыль»
Каждому участнику достаётся «пыльная подушка». Он должен хорошенько её «почистить», усердно колотя руками.
«Подушка крика»
Предложите ребёнку спрятать свой крик (гнев) в подушку. Цель – дать возможность выпустить «пар».
«По кочкам»
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие-лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке «капризным лягушкам» тесно. Они прыгают на подушки соседей и квакают: «Ква! Ква! Подвинься!» Если двум «лягушатам» тесно на одной подушке, то они между собою договариваются и один из них прыгает дальше.
«Ругаемся овощами»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец, а ты редиска, ты морковка и т.д.». Ребёнок держит подушку перед своим лицом, придумывает овощ и прячется за подушкой.
«Лодочки»
Детям нужно сесть «в лодочку» (на подушку), либо лечь на подушку животом. Как можно медленнее доплыть до указанного места. Кто придёт к финишу последним, то и победитель.
- Застенчивость, неуверенность себе.
Цель: повышение уверенности ребёнка, снижения чувства одиночества, тревоги, обучение способам общения.
«Магазин игрушек»
Дети делятся на покупателей и игрушки. «Покупатели» отходят в противоположный конец комнаты. «Игрушки» садятся на подушки, изображая товар, расставленный на полках в магазине. «Продавец» подходит к детям и спрашивает у каждого, какой он хочет быть игрушкой. Они договариваются, как будут её изображать. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку изображает ребёнок.
- Замкнутость
Цель: развитие коммуникативных навыков ребёнка.
«Гнёздышко»
Дети садятся в круг на подушки, взявшись за руки: это гнёздышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает ещё одна птичка. Ведущий даёт команду: «Птичка вылетает!». Гнездо распадается, и все летают, как птички. Ведущий: «В гнездо!». Все садятся. Тот, кто не успел – ведущий.
«Передай подушку»
Сидя или стоя играющие стараются как можно быстрее предавать друг другу подушку, стараясь не уронить её. Кто уронит, то выбывает из игры. Можно играть с закрытыми глазами.
- Тревожность, страх.
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, снижение мышечных зажимов.
«Зоопарк»
Все дети сидят на подушках (клетках). Дети изображают любых животных, другие угадывают. Как только всех животных узнали, клетки открываются, и «звери» выходят на свободу: они прыгают, бегают, кричат, рычат.
- Конфликтное общение.
Цель: снижение конфликтности, развитие умения договариваться, саморегуляция поведения.
«Цветик-семицветик»
Для этой игры вам понадобятся подушки (из подушек на полу раскладываем цветок), а также красные и жёлтые фишки.
Каждый из ребят взяв в руки «Лепесток-подушку» может загадать одно желание.
Рассказать о нём другим можно только тогда, когда «лепесток» облетит весь свет. По очереди дети кружатся с «лепестком», другие сидят на подушках:
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, ели оно имеет общественное значение – красная точка. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценку взрослого.
Всем спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...
Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....
Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Перезентация для педсовета на тему: "Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"....
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Очень точно, на наш взгляд значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина, которая сказала: «Если у ребенка недостаточно сформирова...