Консультация «Развитие межполушарных связей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Сюлаева Людмила Николаевна

Нужно ли развивать межполушарные связи? Когда и как?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

 «Развитие межполушарных связей у детей

с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: учитель-дефектолог Сюлаева Л.Н.

     Система работы, опирающаяся на двигательные методы, наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

   Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

   Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в разных областях психики.

   Нарушения межполушарного взаимодействия характерны для детей с задержкой психического развития. Это проявляется в общей психической незрелости, низкой познавательной активности во всех видах деятельности, дефицитарности психических функций, своеобразии развития речи. У детей наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с ЗПР испытывают трудности в ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

    Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. С  помощью определенных физических упражнений деятельность тела и мозга интегрируется, а работа обоих полушарий мозга становится сбалансированной.

   Основная цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

- синхронизация работы двух полушарий;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

- развитие речи;

- создание положительного эмоционального настроя;

- профилактика дислексий и дисграфий.

    Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Используя её в коррекционно-образовательном процессе, у детей с ОВЗ развивается межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторная координация. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

   Зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

   Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

проблемы в письме и устной речи;

трудности в запоминании информации;

сложности в письменном и устном счете;

сложность в восприятии учебной информации.

   Каковы признаки несформированности межполушарного взаимодействия?

Зеркальное написание букв и цифр;

псевдолеворукость;

отклонения звукопроизношения;

неловкость движений;

агрессия;

плохая память;

отсутствие познавательной мотивации;

инфантильность.

   Когда и как развивать межполушарные связи?                                                                         Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры и упражнения не только на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.                                                                                                  Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий: пальчиковая гимнастика, логоритмика, прослушивание классических музыкальных композиций, кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения, самомассаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....

Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...

Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

Консультация " Развитие межполушарных связей у детей"

Роль межполушарных связей, как их развивать....