Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по аппликации, лепке по теме
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ЦРР д/с № 75
___________С. А. Калашникова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД № 75
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Педагог дополнительного образования
Руководитель ИЗО
Аулова Ольга Николаевна
Педагог – психолог
Коптева Елена Александровна
г. Белгород, 2013 г.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Творческая деятельность выступает как, одно из наиболее ярких средств развития одаренности, социализации и реабилитации детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, нарушением зрения и нарушением речи потому, что отражает мир социальных отношений и помогает ребёнку преодолеть неуверенность, скованность и раскрыть талант, творческое мышление.
Нет сомнения в том, что все дети по-своему талантливы. Нередко это скрыто от глаз окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов детей с ограниченными возможностями – это одна из важнейших педагогических задач.
В качестве примера мы представляем программу «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» и конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада на тему: «Цветочная полянка». (Реализация образовательной области «Художественное творчество»).
Программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цели программы
Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, развитие их творческих способностей.
Содержание программы
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности, формирование социального доверия
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы
Задачи. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.
Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое занятие каждого последующего блока — повторение пройденного — служит плавным переходом к новой теме.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (художественное творчество), рефлексию, ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Тематическое планирование
Блок 1.1. «Знакомство»
«Мое имя» (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» Рисование на тему «Автопортрет»
2. «Мое имя»
«Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай» Рисование на тему «Я в трех зеркалах»
3. «Я люблю...»
«Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение»
Рисование на тему «Я люблю больше всего...»
4. «Настроение» (начало)
«Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому» Рисование на тему «Мое настроение»
5. «Настроение» (продолжение)
«На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод» Рисование на тему сценки
Блок 2.6. «Наши страхи» (начало)
Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх»
7. «Наши страхи» (продолжение)
«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»
8. «Я, больше не боюсь»
«Смелые ребята», «В .темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь»
Блок 3.9. «Новичок»
«Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты» Рисование на тему сценки «Три характера»
10. «Ласка»
«Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон» Рисование на тему «Страшный зверь»
11. «Общая история»
Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка»'
Коллективное рисование «Общая история»
12. «Волшебная цветочная полянка»
«Цветок», «Тропинка»,
Рисование на тему «Цветочная полянка», рефлексия.
13. «Сказочная шкатулка»
«Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец» Рисование на тему «Волшебные зеркала»
Блок 4.14. «Доброта»
«Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций Рисование на тему проигранных ситуаций
15. «Радость»
«Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик»
Рисование на тему проведенных этюдов
16. «Волшебники».
«Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок»
Блок 5.17. "Солнце в ладошке»
«Встреча сказочных героев". "Мальчик (девочка) — наоборот», «Солнце в ладошке», "Просто так», «Клеевой дождик». «Идем за синей птицей»
18. «Встреча с другом»
«Встреча с другом», «Два друга». «Окажи внимание другому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций Рисование на тему «Мои друзья»
19. «Помирились»
«Поссорились и помирились», «Мирная считалка». «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», разыгрывание ситуаций, «Розовое слово «привет»
20. «Правила дружбы»
«Найди друга», «Секрет», «Цветик - семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы» Рисование на тему «Новоселье»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
(Реализация образовательной области «Художественное творчество»)
Тема: «Цветочная полянка»
Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство;
Развивающие:
- развивать творческие навыки в изображении цветов на плоскости;
- развивать навыки коллективной творческой деятельности.
Образовательные:
- знакомить детей с различными способами создания художественного образа;
- учить изображать цветы графическими материалами.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Материалы:
- мультимедиа; лист бумаги формата А 1с нарисованной полянкой; на листе формата А4 нарисованные разные цветы; ½ часть листа бумаги А 4 на каждого ребёнка; фломастеры; восковые мелки; ножницы; клей; цветные фотографии и открытки различных цветов; репродукция картины Ю. Васнецов «Цветущий луг».
Ход НОД
Вводная часть
На мультимедийной доске заставка с изображением репродукции картины Ю. Васнецова «Цветущий луг». Появляется Фея цветов под весёлую музыку.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Фея цветов. Я очень люблю все, все цветы на планете. Вы любите цветы? А может быть вы знаете какое-нибудь стихотворение о цветах? (Дети рассказывают стихотворение, выученное ранее)
- Молодцы! Любите играть? Тогда давайте поиграем!
Педагог – психолог проводит с детьми игру: «Назови свой цветок»
- Представьте, что вы цветок. Какими цветами вы себя ощущаете? Может ты цветущая в одиночестве роза? Или колючий дикий шиповник? Или нежная незабудка? (Дети описывают свой цветок)
После игры Фея цветов обращает внимание детей на слайд. Ребята, опишите пожалуйста эту картину. Что на ней изображено? Какие краски передал художник? Какое настроение вызывает картина?
(Дети описывают картину)
- Здорово! Молодцы! Очень много вы знаете о цветах! Ребята, к сожалению у нас есть маленькая проблемка… Посмотрите пожалуйста на мольберт. Что вы там видите? (ответы детей). Правильно полянка, но без цветов. Злая колдунья заколдовала нашу полянку, чтобы на ней никогда не было цветов! Только добрые художники могут помочь расколдовать нашу полянку! Кто же эти добрые художники? Конечно же, Вы! А как вы можете помочь?
- Конечно же нарисовать разные цветы! Те цветы, которые любите вы.
Я попрошу вас отправится на волшебные места для рисования.
(Дети садятся за столы)
Основная часть
- У каждого из вас есть любимый цветок. И вы его сегодня изобразите. Сначала посмотрите на доску. Что вы видите? Варианты изображения различных цветов. (На слайдах поэтапное изображение цветов).
- Я сейчас покажу Вам, как буду рисовать свой любимый цветок.
(Практический показ рисования нарцисса).
Но вы должны нарисовать свои любимые цветы!
Не будем терять время, дружно примемся за дело!
Самостоятельная работа: дети рисуют цветы фломастером, раскрашивают восковыми мелками (Проводится пальчиковая гимнастика «наши алые цветы»), затем вырезают цветы и каждый ребёнок приклеивает на полянку.
Заключительная часть
- Ну, что Ребята, расколдовали нашу полянку? Никакие злые колдуньи нам не страшны, потому что у нас есть такие замечательные и добрые художники, как вы!
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы, золотом облиты
Тёмные листы.
- Теперь эта замечательная полянка всё время будет украшать вашу группу. А мне, к сожалению, пора с Вами прощаться. Мы ещё обязательно увидимся! До свидания ребята!
Рефлексия (проводит педагог – психолог)
Выбери картинку, которая соответствует твоему настроению после этого занятия.
Итак, включение детей с ОВЗ в творческую деятельность позволяет развивать их творческие способности и природную одарённость, воспитывает и обучает детей, учит их общаться с разными людьми, получать богатый опыт, помогает пройти необходимую им социализацию.
Данная методика прошла апробацию и подтверждена дипломами призёров конкурсов, организованных «ССИТ» (см. приложения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Определенное направление развития полу...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» (далее...
Формирование творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их твор...
Формирование сенсорных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации родителям по формированию сенсорных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование...
Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )
Данная методическая разработка может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушен...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в рамках Дополнительного образования...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...