Обучение грамоте детей с ТНР в ДОУ
консультация

Соловьева Людмила Николаевна

Консультация для родителей и воспитателей по обучению детей грамоте. Звуки и буквы, характеристика звуков,  Звуковой анализ и синтез, что это такое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_s_tnr_v_dou.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:


   « ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ТНР В ДОУ»

      Консультация для воспитателей и родителей

Обучение грамоте детей в детском саду - это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой.

Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется», мы поймем, что ребенок, который не произносит звук правильно, вряд ли напишет его правильно в недалеком будущем.( не берем во внимание правила русского языка)

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове.

Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как:

«Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм, «коММ».

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Также детям необходимо знать, что:

- звуки мы слышим и произносим;

- буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные  звуки можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки - звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы. (Е,Я,Ё,Ю)-учим позже

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Ё - [йо].  

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми:

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные  - зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков  - горлышко дрожит (положить руку на горлышко).

Согласные звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Согласные глухие звуки: П, Ф,  К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.

Примерные игровые задания:

Игра «Поймай звук». 

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий - зеленый.

Игра «Звуковой поезд»

Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Выложить схему к слову ДОМ.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д]  согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком)

- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О])

- Звук [О] какой? (звук [О] - гласный)

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (красным квадратиком)

- Какой третий звук в слове ДОМ? (третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (звук [М] - согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим квадратиком).

- Звуки подружились.  Что получилось?  (ДОМ)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков.  Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «дэомэ», вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: м, н, т… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т.д.

- Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

В нашем детсом саду  обучение чтению проводится по особой методике, которая оправдывает себя на 100%.  Занятия проводятся  по обучению грамоте 2 раза в неделю. На первом занятии детей знакомим со  звуком, проводятся упражнения, игры, задания с изучаемым звуком, проходит работа со схемами-звуковой анализ и синтез. На втором занятии дети знакомятся с буквой, конструируют букву, печатают. Проводятся игры на узнавание и запоминание буквы, чтение слогов, слов, работа с кассами букв. В кабинете логопеда читаем с листа слоги, слова, предложения с изучаемыми буквами.

Листы для чтения заготавливаются заранее . Слова и предложения только с теми буквами, которые изучили на занятии. С каждым занятием, по мере знакомства с буквами, текст  листов усложняется. Всего листов для чтения 20.

На первых занятиях происходит знакомство с гласными :У, А, О, И, Ы,Э.

Порядок  работы с согласными звуками и буквами исходит из сложности артикуляции звуков  Первыми изучаются гласные. Затем берутся согласные, которые сложны в артикуляционном отношении, такие, как Т- ТЬ, П –ПЬ, К-КЬ.,Х-ХЬ, С-СЬ, Б-БЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, Ш-, М-МЬ, Н-НЬ, Ж, Л-ЛЬ, З-ЗЬ, Ч, Ц, Р-РЬ, Ф-ФЬ

С йотированными  Е,Я,Ё,Ю детей знакомят после того, как дети запомнят  все звуки и буквы.

Домой, помимо других заданий, даётся задание на чтение с Листа, составленного логопедом по мере усвоения букв в определенном порядке.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте - ответственные период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Успехов вам в занятиях с вашими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.

Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)

Картотека упражнений по обучению грамоте детей 6-7 лет с ТНР (4 год обучения)...