Родительское собрание "Педагогическая мастерская"
методическая разработка

Сюлаева Людмила Николаевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогическая мастерская918.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение                                              детский сад компенсирующего  вида №37                                                                                города Кузнецка

Сценарий родительского собрания «Педагогическая мастерская»

для  родителей  воспитанников

дошкольного возраста с задержкой психического развития

Подготовили:

учитель-дефектолог высшей квалифицированной категории Сюлаева Л. Н.

воспитатель первой квалифицированной категории Биксалеева Н.Н.

г. Кузнецк, 2022 год

     Актуальность.

     Одной из основных задач дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей. Поэтому поиск и внедрение эффективных форм привлечения родителей к жизни дошкольной образовательной организации стали приоритетными направлениями деятельности педагогов. Мы (педагоги) стали искать новые современные формы взаимодействия с родителями, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками. Возникло много вопросов: « Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?», «Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?                                                                                                       Одной из таких форм в ДОО стала организация педагогической мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком.                                                           Таким образом, в результате совместной деятельности, общих интересов педагог, ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.

Цель: укрепление эмоционально-позитивных отношений в системе «ребенок – родитель – педагог» через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционно - образовательной деятельности в ДОО.                                 2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в педагогической мастерской.                                            3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.                                                                                                                      4. Развитие союза педагога, родителей (законных представителей) и ребенка, их взаимодействие по вопросам развития и воспитания ребенка.

Оборудование и материалы:

компьютер, панно, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, разноцветные пластмассовые крышечки.

Ход мероприятия:

В групповой комнате полукругом расставлены стульчики, столы, на которых лежит материал для работы.

Учитель-дефектолог: Уважаемые родители! На улице холодная, дождливая погода, и, чтобы согреться, предлагаю поиграть в игру «Комплемент». Передавая друг другу осенний листок, мы будем говорить своему соседу комплимент или какое-либо пожелание.

( психологическая игра «Комплимент» для  эмоционального сближения всех участников).

Воспитатель: Родительское собрание будет проходить в нестандартном формате, в форме «Педагогической мастерской», где вы получите не только теоритические знания по развитию мелкой моторики у наших нестандартных малышей, но и на практике сможете освоить некоторые приемы изготовления дидактических игр и игровых упражнений для развития моторики.

Учитель-дефектолог: Предлагаю поговорить сегодня о развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста в ДОО и в домашних условиях. Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Особенно это относится к детям, имеющим задержку психического развития. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

     Современный уровень научно-технического прогресса способствует снижению уровня развития кистевой моторики рук у детей, мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка. Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный  запас.                                                                                                                    Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические процессы, как память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна для подготовки руки к письму. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, так как неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.                                                                             У большинства детей с задержкой психического пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, не правильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать, плохо владеют карандашом, поэтому линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые. Кроме того, развитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка. Поэтому необходимо регулярно использовать в образовательной и свободной деятельности пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть, сделать динамическую паузу.

(Логоритмическая игра «Мы в осенний лес пойдем»)

Солнечным погожим днем

Мы в осенний лес идем.

Мы с собой несем корзинку,

Вот хорошая тропинка! (Ходьба)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику. (Наклоны вперед)

Высоко растет малина.

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Ходьба на носках, руки вверх)

Вон на дереве орех!

Будем прыгать дружно вверх. (Прыжки)

А в траве растут опята,

Приседайте все, ребята (Приседания)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Отдохнуть пора, друзья,

Мы присядем у пенька.

Учитель - дефектолог: Отдохнули, зарядились  позитивной энергией? Тогда продолжим.                                                                                                                      При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию, поэтому необходима целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук, что поможет подготовить руку ребенка к письму.                                                                                                                                   Страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.                                                                   Таким образом, необходимо развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста для формирования познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и подготовки ребенка  к школе.                                                                                                                      Воспитатель: Вашему вниманию предлагаем оформленную мини — выставку методической литературы известных педагогов о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

(оформлена мини-выставка)

Воспитатель: Блиц-опрос по теме: «Что мы знаем о моторном развитии?» поможет раскрыть ваше представление о необходимости развития моторной деятельности. У вас на столах лежать сигнальные флажки красного и голубого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять флажок  красного цвета, если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет», то  флажок голубого цвета.

Вопросы:

  1.  Имеете ли Вы представление, что моторное развитие влияет на формирование психических процессов  ребенка?
  2. Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?
  3. Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
  4. Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?
  5. Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
  6. Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?
  7. Созданы ли в ДОУ условия для моторного развития ребенка?
  8. Имеется ли в группе информация для родителей о моторном развитии  ребенка?
  9. Оказывают ли Вам помощь педагоги группы по развитию моторики Вашего ребенка?
  10. Имеются ли  у Вас дома игры по развитию моторики?
  11. Изготавливайте ли Вы совместно с ребенком пособия по моторному   развитию?

Воспитатель: Очень приятно видеть, что все родители осознают необходимость развития мелкой (пальчиковой) моторики у детей дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог:  Уважаемые родители! Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни. Предлагаю провести  лотерею  «Педагогические ситуации» и подумать над решением их проблем. Как бы Вы поступили в данной ситуации?

  • Ситуация 1.

Ваш ребенок не желает играть в игры по развитию пальчиковой моторики, какие приемы Вы постараетесь применить?

  • Ситуация 2.

Как Вы поступите, если замечаете, что ребенок затрудняется застегнуть пуговицы?

  • Ситуация 3.

Если у ребенка быстро устает рука при рисовании, что Вы предпримите?

  • Ситуация 4.

Ваш ребенок захотел играть в «игры на кухне» (сортировка и пересыпание круп, работа с тестом), разрешите ли Вы ему это?

  • Ситуация 5. 

Если ребенок отказывается выполнять пальчиковую гимнастику, как можно его заинтересовать?

Учитель – дефектолог: Педагогическая ситуация - это всегда проблема.

Она будет педагогической только в том случае, когда родитель или педагог найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.

Воспитатель: А теперь перейдем в творческую мастерскую. Предлагаю  от теории перейти к практике: своими руками сделать из пластмассовых крышечек яркое, красивое  панно из осенних листьев. Тем более что материалов для этой поделки нужно совсем немного плюс наша фантазия.

(на общем столе лежит цветная бумага, ножницы, разноцветные крышечки, клей).

  Для начала разогреем пальчики  (проводится пальчиковая гимнастика) 

  • Пальцы вытянуть пошире  (пальцы напряжены).

          Раз, два, три, четыре, пять(убирать в кулак по одному пальцу на обеих руках)

          Сжать их вместе – три, четыре – и на месте поплясать («фонарики»)

          На носок (встречаются мизинцы),

          Потом на пятку (встречаются большие пальцы).

          Дружно делаем зарядку (движение «фонарики»)

 (итог – коллективная работа педагогов и родителей «Осеннее панно»)

Учитель - дефектолог: Результат получится замечательный. Спасибо. Развитие моторики может проходить не только с помощью приобретенных дорогих игр, но и пособий, сделанных из бросового материала. Предлагаем вашему вниманию мастер – класс по изготовлению «Пальчикового бассейна» в домашних условиях.                                                                                                    

(просмотр видео - записи)

Учитель – дефектолог: Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.  

Воспитатель: Уважаемые родители! Старайтесь как можно больше уделять внимание своему ребенку! Ведь очень интересно творить вместе с детьми – лепить, рисовать! В завершение нашего собрания хотелось бы пожелать всем родителям успехов в воспитании своего ребенка. Обязательно находить свободную минутку для общения со своим ребенком.

Использованная литература:

1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. «Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2012.

2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А.: «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богословец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.                                                                         5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал  «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

Приложение 3.

Фотоотчет.

  • Блиц-опрос на тему: «Что мы знаем о моторном развитии?»

  • Лотерея  «Педагогические ситуации»

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное детско - родительское занятие "Мастерская снеговика"

Совместное детско-родительское занятие по развитию мелкой моторики в домашних условиях и с помощью подручных средств....

Родительский клуб "Мастерская Деда Мороза"

Родительский клуб "Мастерская Деда Мороза"...

Работа родительского клуба "Мастерская игрушек"

quot;Изготовление куклы - оберега"...

Отчёт работы детско – родительского клуба «Мастерская чудес» за 2017 – 2018 учебный год.

        С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и возмо...

Выставка детско - родительского творчества "Мастерская зимы" и "Вифлеемская звезда"

В нашем детском саду прошла выставка детско - родительского творчества "Мастерская зимы" и "Вифлеемская звезда". В выставке приняли участи многие родители с детками, чем доставили ...

Детско-родительский проекта «Мастерская сюжетно-ролевых игр».

Игра является естественной потребностью ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он всесторонне развивается. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребё...