Программа по работе с семьей «Семейная гостиная»
рабочая программа (старшая группа)

Войтович Марина Викторовна

Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать

на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы

однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только

творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья – это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\Pictures\Сканы\семейная гостиная.jpg 

Содержание

1. Пояснительная записка

3

1.1.Цели и задачи реализации Программы

4

1.2. Принципы взаимодействия с родителями

5

1.3. Ожидаемые результаты 

5

2. Перспективный план работы с родителями в старшей группе

6

3.  Используемая литература

10

  1. Пояснительная записка

Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать

на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы

однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только

творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья – это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»

одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением

является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития

личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество, организации работы с семьей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов

воспитания и социализации дошкольников. На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на

сотрудничество и взаимодействие с родителями.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность

относительно целей дошкольного образования, общих для всего

образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;

-обеспечить открытость дошкольного образования;

-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в

образовательной деятельности;

-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья;

-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную

деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов

совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки

образовательных инициатив семьи;

-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,

обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной

среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)

детей вопросов, связанных с реализацией.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель:

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного

учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

-способствовать стимулированию мотивации родительской активности в

решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями

воспитанников;

-знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического

развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков

воспитания;

-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-организовать совместную деятельность по созданию условий для

личностного становления ребёнка;

-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических

возможностях;

-повышать психолого-педагогическую культуры родителей в вопросах

формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму;

-оказание помощи семьям в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе.

  1. Принципы взаимодействия с родителями:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

  1.  Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ –

признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого,

доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

  1.  Открытость по отношению к семье воспитанника.
  2.  Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций,

интеллектуального и культурного опыта родителей.

  1.  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
  2.  Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  3.  Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро

          реагировать на изменения социального состава родителей. Их   образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

  1. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

  1. Ожидаемые результаты:
  • Внедрение программы в работу детского сада даст возможность

активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога

ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую

позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть

на конкретные ситуации глазами детей, понять их.

  • Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
  • Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
  • Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
  • Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников

являются:

 Знакомство с семьёй:  анкетирование, тесты.

 Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни

открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,

родительские собрания, оформление информационных стендов,

организация выставок детского творчества, приглашение родителей на

детские  праздники и спектакли.

 Образование родителей:  семинары, проведение семинаров - практикумов,

 создание наглядной информации в виде папок-передвижек,

ширм, памяток,  советов воспитателей.

 Совместная деятельность: привлечение родителей к организации

театральных постановок, концертов, выставок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

  1. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

СЕНТЯБРЬ

  • Консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
  • Папка – передвижка  «Здоровье всему голова»
  • Папка – передвижка  «Грибы»
  • Консультация «Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе, согласно требованиям ФГОС ДО»
  • Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»
  • Выставка рисунков «Мой любимый воспитатель»
  • Индивидуальные беседы: «Одежда детей в группе», «Что должно находиться в шкафчике» и по вопросам родителей
  • Дискуссионный клуб «Особенности развития детей  5 – 6 лет»
  • Участие в выставке «Осенний вернисаж»
  •  Фотовыставка  «Лето – праздник солнца и света»
  • Музыкальное развлечение  «День Знаний»; «День города Смоленска».


ОКТЯБРЬ

  • Консультация «По пожарной безопасности»
  • Папка - передвижка «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем»
  • Консультация для родителей  «Правила пожарной безопасности»
  • Выставка рисунков родителей совместно с детьми на тему: «Пожарная безопасность»
  • Папка – передвижка « О правилах дорожного движения»
  • Папка - передвижка для родителей «Правила безопасности в доме»
  • Анкета для родителей «Безопасность ребенка дома»
  • Консультация  для родителей «Ребенок один дома»
  • Консультация  «Правила поведения детей с незнакомыми людьми»
  • Памятка для родителей «Личная безопасность дома и на улице»
  • Индивидуальные беседы: «Спортивная одежда для занятий физкультурой» и по вопросам родителей 
  • Семинар – практикум «На улице – не в комнате, вы все об этом помните»
  • Музыкальное развлечение: «Осень золотая! »


НОЯБРЬ

  • Ширма «Почему дети ругаются»
  • Консультация «Ваша семья не хочет заболеть гриппом»
  • Консультация « Книга или телевизор?»
  • Папка – передвижка «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
  • Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
  • Фотовыставка «Та, что сердце мне подарила» (День матери)
  • Индивидуальные беседы: «Учить детей общаться» и по вопросам родителей. 
  •  Круглый стол  «Волшебный мир книги»
  • Стенгазета «День Матери»
  • Музыкальное развлечение (День Матери)  «Лучше мамы в мире нет» 


ДЕКАБРЬ

  • Консультация « Влияние родительских установок на развитие детей»
  • Консультация « Формирование культуры трапезы»
  • Консультация «Как победить застенчивость»
  • Выставка поделок «Новогодняя  игрушка»
  • Акция «Кормушки и гнездовья для птиц»
  •  Индивидуальные беседы: «Одежда ребенка зимой» (запасные вещи) », «Новогодний костюм к утреннику» и по вопросам родителей 
  • Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала. 
  • Подготовке костюмов и атрибутов для новогоднего утренника.
  •  Музыкальное развлечение: «Новогодний бал»


ЯНВАРЬ

  • Ширма «Зимние травмы»
  • Консультация «Развитие речи дошкольников в играх»
  • Консультация «Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения»
  • Круглый стол «Если ребёнок плохо говорит»
  • Индивидуальные беседы: «Самостоятельность ребенка и ее границы» и по вопросам родителей 
  • Выставка творческих работ «Зоопарк»
  • Творческая гостиная: «Развивающие игрушки»


ФЕВРАЛЬ

  • Консультация «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»
  • Шпаргалка «Если вам не нравятся друзья ребёнка»
  • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»
  • Консультация «Мы уже большие!»
  • Папка – передвижка «Как общаться с ребёнком»
  • Шпаргалка «Активные дети»
  • Фотовыставка «Папина профессия» (стенгазета)
  • Индивидуальные беседы: «Одежда детей в группе и на улице» и по вопросам родителей
  • Творческая гостиная «Моё солнышко»
  • Музыкальное развлечение: «Масленица»
  • Спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья»


МАРТ

  • Выставка творческих работ «Что умеет моя мама, бабушка»
  • Памятка « Знаете ли вы, почему так важно учить ребенка пересказывать?»
  • Папка - передвижка «Здоровый образ жизни ваших детей»
  • Консультация «Театральная деятельность в детском саду»
  • Папка - передвижка «Театр дома – учите общаться»
  • Трудовой десант пошив костюмов для детей к конкурсу «Театральная жемчужина»
  • Индивидуальные беседы: одежда детей на утренник и по вопросам родителей 
  • Круглый стол «Растём играя»
  •  Стенгазета «Моя мамочка»
  •  Музыкальное развлечение «Лучше мамы в мире нет».


АПРЕЛЬ

  • Консультация «Ребёнок не ест овощи»
  • Выставка детско–родительских работ «Светлая пасха»
  • Консультация «Знакомим ребёнка с искусством оригами»
  • Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
  • Консультация «Ребенок и компьютер»
  • Папка – передвижка  «Психическое развитие детей шестого года жизни»
  • Консультация «Учим ребёнка общаться»
  • Индивидуальные беседы: «Умственное развитие ребенка» и по вопросам родителей
  •  Родительские посиделки: «Семейные традиции»
  • Выставка творческих работ «Космос»


МАЙ

  • Шпаргалка «Если ребёнок плохо ест»
  • Шпаргалка «Если ребёнок слишком много смотрит телевизор»
  • Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
  • Папка-передвижка «Ты, мой сладкий»
  • Консультация «Положи твоё сердце у чтения»
  • Консультация «Где побывать с ребёнком»
  • Памятка «Экологическое воспитание»
  • Родительское собрание в форме познавательно-интеллектуальной игры: «Всё обо всём» (анкета по результатам года)
  • Трудовой десант по благоустройству участка к летнему периоду
  • Индивидуальные беседы: родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и по вопросам родителей
  • Музыкальное развлечение «День Победы»

Используемая литература

1.    Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.просвещение 1989 г.

2.    Детский сад и семья методика работы с родителями. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева.  Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008 г.

3.    Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей.   Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина. Издательство «Мозаика-Синтез» М. 2008 г.

4.  Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

5. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. М;Просвещение,2015.-126с.

6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей  пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по теме «Семья». «Семейный театр – это просто!» по программе У.М.Ивановой "Я сам артист"

Мероприятие направлено на развитие взаимодействия семьи и детского сада, развитие творческих способностей у детей, оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать о такой форме ...

Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»

Настоящей работой я  хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...

Рабочая программа работы родительской музыкально – игровой гостиной «Мы играем всей семьей!»

Нетрадиционная работа с родителями (согласно ФГОС). Музыкально – игровая гостиная «Мы играем всей семьей!»Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, ес...

Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»

Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....

Программа по взаимодействию с семьей "Семейная гостиная" в старшей группе (5-6 лет)

Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться д...

Литературная гостиная "Семья - семейные традиции"

Материал для подготовительной группы...

Программа по работе с семьей "Семейный клуб"

Семья – это где ребенок получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт. Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жиз...