Программа по работе с семьей «Семейная гостиная»
рабочая программа (старшая группа)
Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать
на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы
однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только
творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья – это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по работе с семьей «Семейная гостиная» | 454.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.2. Принципы взаимодействия с родителями | 5 |
1.3. Ожидаемые результаты | 5 |
2. Перспективный план работы с родителями в старшей группе | 6 |
3. Используемая литература | 10 |
- Пояснительная записка
Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать
на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы
однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только
творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом. Семья – это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»
одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) отвечает новым социальным запросам, большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество, организации работы с семьей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов
воспитания и социализации дошкольников. На современном этапе детский сад превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на
сотрудничество и взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
-обеспечить открытость дошкольного образования;
-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья;
-обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи;
-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
детей вопросов, связанных с реализацией.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного
учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, учитывая интересы всех сторон, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
-способствовать стимулированию мотивации родительской активности в
решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями
воспитанников;
-знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического
развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков
воспитания;
-создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-организовать совместную деятельность по созданию условий для
личностного становления ребёнка;
-поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических
возможностях;
-повышать психолого-педагогическую культуры родителей в вопросах
формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму;
-оказание помощи семьям в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе.
- Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ –
признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого,
доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
- Открытость по отношению к семье воспитанника.
- Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций,
интеллектуального и культурного опыта родителей.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
- Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
- Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания. Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
- Ожидаемые результаты:
- Внедрение программы в работу детского сада даст возможность
активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога
ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую
позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть
на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
- Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
- Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
- Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Основными формами взаимодействия с родителями воспитанников
являются:
∙ Знакомство с семьёй: анкетирование, тесты.
∙ Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни
открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания, оформление информационных стендов,
организация выставок детского творчества, приглашение родителей на
детские праздники и спектакли.
∙ Образование родителей: семинары, проведение семинаров - практикумов,
создание наглядной информации в виде папок-передвижек,
ширм, памяток, советов воспитателей.
∙ Совместная деятельность: привлечение родителей к организации
театральных постановок, концертов, выставок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ
- Консультация «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
- Папка – передвижка «Здоровье всему голова»
- Папка – передвижка «Грибы»
- Консультация «Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе, согласно требованиям ФГОС ДО»
- Выставка детских творческих работ совместно с родителями «Край любимый и родной – нет тебя красивей!»
- Выставка рисунков «Мой любимый воспитатель»
- Индивидуальные беседы: «Одежда детей в группе», «Что должно находиться в шкафчике» и по вопросам родителей
- Дискуссионный клуб «Особенности развития детей 5 – 6 лет»
- Участие в выставке «Осенний вернисаж»
- Фотовыставка «Лето – праздник солнца и света»
- Музыкальное развлечение «День Знаний»; «День города Смоленска».
ОКТЯБРЬ
- Консультация «По пожарной безопасности»
- Папка - передвижка «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем»
- Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности»
- Выставка рисунков родителей совместно с детьми на тему: «Пожарная безопасность»
- Папка – передвижка « О правилах дорожного движения»
- Папка - передвижка для родителей «Правила безопасности в доме»
- Анкета для родителей «Безопасность ребенка дома»
- Консультация для родителей «Ребенок один дома»
- Консультация «Правила поведения детей с незнакомыми людьми»
- Памятка для родителей «Личная безопасность дома и на улице»
- Индивидуальные беседы: «Спортивная одежда для занятий физкультурой» и по вопросам родителей
- Семинар – практикум «На улице – не в комнате, вы все об этом помните»
- Музыкальное развлечение: «Осень золотая! »
НОЯБРЬ
- Ширма «Почему дети ругаются»
- Консультация «Ваша семья не хочет заболеть гриппом»
- Консультация « Книга или телевизор?»
- Папка – передвижка «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
- Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
- Фотовыставка «Та, что сердце мне подарила» (День матери)
- Индивидуальные беседы: «Учить детей общаться» и по вопросам родителей.
- Круглый стол «Волшебный мир книги»
- Стенгазета «День Матери»
- Музыкальное развлечение (День Матери) «Лучше мамы в мире нет»
ДЕКАБРЬ
- Консультация « Влияние родительских установок на развитие детей»
- Консультация « Формирование культуры трапезы»
- Консультация «Как победить застенчивость»
- Выставка поделок «Новогодняя игрушка»
- Акция «Кормушки и гнездовья для птиц»
- Индивидуальные беседы: «Одежда ребенка зимой» (запасные вещи) », «Новогодний костюм к утреннику» и по вопросам родителей
- Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
- Подготовке костюмов и атрибутов для новогоднего утренника.
- Музыкальное развлечение: «Новогодний бал»
ЯНВАРЬ
- Ширма «Зимние травмы»
- Консультация «Развитие речи дошкольников в играх»
- Консультация «Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения»
- Круглый стол «Если ребёнок плохо говорит»
- Индивидуальные беседы: «Самостоятельность ребенка и ее границы» и по вопросам родителей
- Выставка творческих работ «Зоопарк»
- Творческая гостиная: «Развивающие игрушки»
ФЕВРАЛЬ
- Консультация «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»
- Шпаргалка «Если вам не нравятся друзья ребёнка»
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольника»
- Консультация «Мы уже большие!»
- Папка – передвижка «Как общаться с ребёнком»
- Шпаргалка «Активные дети»
- Фотовыставка «Папина профессия» (стенгазета)
- Индивидуальные беседы: «Одежда детей в группе и на улице» и по вопросам родителей
- Творческая гостиная «Моё солнышко»
- Музыкальное развлечение: «Масленица»
- Спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья»
МАРТ
- Выставка творческих работ «Что умеет моя мама, бабушка»
- Памятка « Знаете ли вы, почему так важно учить ребенка пересказывать?»
- Папка - передвижка «Здоровый образ жизни ваших детей»
- Консультация «Театральная деятельность в детском саду»
- Папка - передвижка «Театр дома – учите общаться»
- Трудовой десант пошив костюмов для детей к конкурсу «Театральная жемчужина»
- Индивидуальные беседы: одежда детей на утренник и по вопросам родителей
- Круглый стол «Растём играя»
- Стенгазета «Моя мамочка»
- Музыкальное развлечение «Лучше мамы в мире нет».
АПРЕЛЬ
- Консультация «Ребёнок не ест овощи»
- Выставка детско–родительских работ «Светлая пасха»
- Консультация «Знакомим ребёнка с искусством оригами»
- Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
- Консультация «Ребенок и компьютер»
- Папка – передвижка «Психическое развитие детей шестого года жизни»
- Консультация «Учим ребёнка общаться»
- Индивидуальные беседы: «Умственное развитие ребенка» и по вопросам родителей
- Родительские посиделки: «Семейные традиции»
- Выставка творческих работ «Космос»
МАЙ
- Шпаргалка «Если ребёнок плохо ест»
- Шпаргалка «Если ребёнок слишком много смотрит телевизор»
- Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
- Папка-передвижка «Ты, мой сладкий»
- Консультация «Положи твоё сердце у чтения»
- Консультация «Где побывать с ребёнком»
- Памятка «Экологическое воспитание»
- Родительское собрание в форме познавательно-интеллектуальной игры: «Всё обо всём» (анкета по результатам года)
- Трудовой десант по благоустройству участка к летнему периоду
- Индивидуальные беседы: родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и по вопросам родителей
- Музыкальное развлечение «День Победы»
Используемая литература
1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.просвещение 1989 г.
2. Детский сад и семья методика работы с родителями. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. Издательство «Мозаика-Синтез» м. 2008 г.
3. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина. Издательство «Мозаика-Синтез» М. 2008 г.
4. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития методическое руководство для работников ДОУ / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.
5. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. М;Просвещение,2015.-126с.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
7. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое мероприятие по теме «Семья». «Семейный театр – это просто!» по программе У.М.Ивановой "Я сам артист"
Мероприятие направлено на развитие взаимодействия семьи и детского сада, развитие творческих способностей у детей, оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении узнать о такой форме ...
Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»
Настоящей работой я хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...
Рабочая программа работы родительской музыкально – игровой гостиной «Мы играем всей семьей!»
Нетрадиционная работа с родителями (согласно ФГОС). Музыкально – игровая гостиная «Мы играем всей семьей!»Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, ес...
Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»
Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....
Программа по взаимодействию с семьей "Семейная гостиная" в старшей группе (5-6 лет)
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться д...
Литературная гостиная "Семья - семейные традиции"
Материал для подготовительной группы...
Программа по работе с семьей "Семейный клуб"
Семья – это где ребенок получает воспитание, знакомиться с семейными традициями и получает жизненный опыт. Для ребенка главные люди в жизни – родители, подарившие жиз...