Семинар - практикум для родителей "Путешествие в страну правильной речи".
материал

Попленкина Жанна Викторовна

Цели.

• Знакомство с работой учителя-логопеда.

• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

• Создание условий для речевого развития своих детей.

• Установлениепартнёрских взаимоотношений в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.

Задачи: 
1.Познакомить родителей с работой учителя-логопеда.
2.Познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей.
3.Формировать практические навыки использования предложенного материала.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Путешествие в страну правильной речи».

Учитель-логопед Попленкина Жанна Викторовна

Цели.

• Знакомство с работой учителя-логопеда.

• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

• Создание условий для речевого развития своих детей.

• Установлениепартнёрских взаимоотношений в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.

Задачи: 
1.Познакомить родителей с работой учителя-логопеда.
2.Познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей.
3.Формировать практические навыки использования предложенного материала.
Ход семинара:

Слайд 1 Добрый вечер, Уважаемые родители!Очень рада видеть вас, рада, что вы нашли время прийти к нам.Сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в «Страну Правильной Речи». Как в любой стране, в стране правильной речи есть свои города и достопримечательности. Усаживайтесь поудобнее в нашем автобусе и поехали, наше путешествие начинается.

СЛАЙД 2Сначала мы с вами отправимся в город Мелкая моторика.

Учёными доказано, что речь и мелкая моторика тесно взаимосвязаны. Как писал Кант: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», а В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на его пальцах». Поэтому развитию тонкой моторики я уделяю много внимания. Поговорим подробнее.

Слайд 3 Улица Кинестетических упражнений или их ещё называют кинезиологические пробы — это движения пальцев и кистей рук. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Например, «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Камень-ножницы-бумага», «Ухо-нос», «Змейка», «Колечки», «Зайка», «Флажок» и т.д.

Слайд 4 Улица Пальчиковых игр. Пальчиковые игры – это движения пальцев, кистей рук, сопровождаемые стихами. Пальчиковых игр очень много, на разные лексические темы. Например, «Пальчик мальчик, где ты был?», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Вышел дождик на прогулку», «В магазине», «Семья», «Зубная щётка», «Стул» и т.п. Для каждого возраста создала картотеку пальчиковых игр и применяю их на занятиях в качестве физ. минутки на подгрупповых занятиях или в качестве отдельного упражнения на индивидуальном.

Слайд5. Улица Пальчикового театра даёт возможность ребёнку погрузиться в мир сказки, в увлекательный мир волшебства, тепла, доброты. Это прекрасная возможность для развития у детей воображения и мышления, экспрессивной и диалогической речи. В ходе постановки спектакля ребёнок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребёнок проговаривает события и переживания.

Слайд 6. Улица Пальчиковые бассейны. Это ёмкость с разным наполнением, например, крупа или бусины, пуговицы, фасоль и т.п. Данный метод использую в основном на занятиях, когда нужно найти, например букву, или вытащить предметную картинку по теме и т.д.

Слайд 7 Улица Песочные дорожки. Тактильныхдорожек существует множество, в своей работе использую песочные дорожки, изготовленные своими руками из цветного песка для поделок. Чтобы детям было интереснее, у каждой дорожки есть персонаж и цель. Например, медвежонок должен дойти до бочки с мёдом, лисёнок и енот добраться до дома, альпинист взобраться на гору и сойти с неё, лягушонок прыгает по кочкам. Ребёнок пальцами ходит по дорожкам. Такие упражнения можно включать в занятие в качестве физ. минутки.

Слайд 8 Улица Тактильные ладошки — это ладошки разной фактуры и материала. Резиновые, кожаные, твёрдые, мягкие, резиновые, кожаные, гладкие, шершавые. То есть используя эти ладошки можно не только развивать тактильные ощущения, но и изучить противоположности. Самой действенной является ладошка с пупырышками. Дети совершают лёгкое постукивание по аппликатору, с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений, стихотворных текстов.

Использование аппликатора эффективно стимулирует развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи, развивает познавательную активность, внимание, память, образное мышление.

Также массажную ладонь можно использовать в качестве массажа с проговариванием потешек, стихов.

Слайд 9 Улица Су-Джок. ("Су" – кисть, "Джок" – стопа)является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребёнка.

       С помощью шаров – «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки.

        Слайд 10. Также в своей работе для развития мелкой моторики использую пазлы, мозаики, шнуровку, конструктор липучку, различные тетради, прописи, в которых нужно какой-либо предмет заштриховать, раскрасить, обвести букву, сделать анализ слова и прочее.

Слайд 11. Город Артикуляционная гимнастика. Прежде чем начать ставить новый звук, нужно подготовить речевой аппарат, то есть рот, губы, зубы, челюсти, язык, щёки, нёбо. Для этого выполняем артикуляционные упражнения.

Слайд 12. Артикуляционные упражнения бывают общие и специальные. Общие служат для общего развития артикуляционного аппарата, специальные для постановки нужного нам звука.  Для артикуляционной гимнастики я использую карточки с упражнениями, зеркало. А также специальные помощники — это массажные и постановочные зонды. (Показ пособий)

Слайд 13. Город Звукопроизношения.Мы с вами прибыли в город Звукопроизношение.Подготовив речевой аппарат, поставив нужный звук, мы начинаем его автоматизировать, т.е. закреплять в речи до автоматизма. Сначала закрепляем новый звук в слогах в прямых и обратных, чистоговорках, затем в словах, словосочетаниях, предложениях, загадках, пословицах, поговорках, скороговорках, рассказах. Когда новый звук автоматизирован, начинаем дифференцировать его со схожим звуком. Это значит, что если ребёнок заменял, например, звук [ш] на звук [с], то мы эти звуки закрепляем в паре. Также начинаем со слогов, например ша-са, шо-со, шу-су и т.д. Затем в словах (Саша, суша, шоссе), предложениях, рассказах.

Слайд 14. Город Фонетика. Далее мы отправляемся с вами в город Фонетики. Фонетико-фонематические нарушения – это когда ребёнок слышит другой звук. Говоришь, например, па, ребёнок слышит ба или ку, слышит пу и т.д. Серьёзность этого нарушения в том, что потом могут быть проблемы в школе, особенно при письме под диктовку, ребёнок какой услышит звук тот и напишет, делая ошибки.

Чтобы преодолеть эти нарушения я провожу следующую работу.

Сначала проводится работа по развитию фонематического слуха, это упражнения на прохлопывание или отстукивание ритма, отгадывание различных звуков, голосов. Затем проводится работа по развитию фонематического восприятия, например повторение на слух за взрослым гласных цепочек. Либо среди четырёх названных слогов, назвать один неправильный, например ша-шу-ша-ша. Затем проводится работа по фонематическому анализу и синтезу. Игра «Определи место звука в слове». Нужно найти место заданного звука в слове в начале, середине или в конце, для этого использую «светофорчики», «Звуковые птички», «Звуковые решётки», «Звуковой поезд» и фишки.

Игра «Разбери по звукам». Берём слово и разбираем его по звукам. Гласные – это красный кружок, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный. Для этого используем карточки и цветные кружочки. Такую же работу делаем в рабочих тетрадях. (Показ пособия).

Игра «Раздели на слоги». Делим любое слово на слоги. Чтобы было легче, хлопаем на каждый слог.

Игра «Назови слово». Взрослый называет звуки, ребёнок составляет слово, например, с, о, к, получится сок.

Если изучаем один звук, но разный по мягкости, то играем в игру «Камень-подушка». Раздаю детям изображение камня и подушки, произношу слоги детям поднимают вверх карточку с камнем если звук твёрдый, и карточку с подушкой, если мягкий. Усложняю задачу и произношу слова.

Аналогично проводится игра, если нужно определить глухой и звонкий звук. Если звук звонкий ребята поднимают карточку с колокольчиком, если глухой – с наушниками. Чтобы определить какой звук мы прикладываем руку к горлу, если горло «спит», при произношении звука, то он глухой, если горло гудит, вибрирует, то звук звонкий. (Показ пособий).

Слайд 15. Город Речевое дыхание.Следующий город Речевое дыхание.Речевое дыхание – это дыхание, которое происходит во время речи. Если оно недостаточно развито, то ребёнок во время речи добирает воздух ртом. При нормальном речевом дыхании воздуха хватает на длинные фразы. Перед тем, как начать говорить нужно делать глубокий вдох носом.

Слайд 16.Если у ребёнка короткий выдох, то нужно играть в такие игры, как например, надувание воздушных шаров, мыльных пузырей, дуть на ветрячки. На вату, положенную на ладонь. Игр много, мною разработана целая картотека игр и пособий. (Показ пособий).

Слайд 17. Город Лексика. А мы отправляемся дальше, и вот мы прибыли в город Лексика. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный, т.е. активный словарь – это те слова, которые человек употребляет в речи, а пассивный это те слова, которые человек знает, понимает их, но в речи может не употреблять. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

В возрасте 5-7 лет словарь ребёнка достигает 3000-4000 слов. Чтобы увеличить его объём, нужно читать книги, играть в различные развивающие игры. Постоянно говорить со своим ребёнком.

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей.

Умения называть существительные - названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних и дикихживотных и их детёнышей.

Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура.

Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?

Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.

Какие игры можно для этого использовать, например, Игра «Назови животное».

Я кидаю мяч, тот кому я его бросила называет любое животное.

«Посылка».

Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом и должен описать его, не показывая остальным, чтобы они угадали, о чём идёт речь. Эта игра также называется «Составь загадку».

«Четвёртый лишний»:детям показываю 4 картинки, они должны назвать лишний предмет, например, Кукла, песок, юла, мяч, лишний здесь песок.

Слайд 18. Город Грамматический строй речи.

А мы уже подъезжаем к городу Грамматический строй речи. Грамматический строй речи – это то, как мы грамотно разговариваем. Образование и употребление антонимов, относительных и притяжательных прилагательных;  глаголов в будущем и прошедшем времени, изменение их по лицам; согласование существительныхс местоимениями, с глаголами, с числительными; существительных во множественном числе, существительных в косвенных падежах; использование в речи предлогов (в, на, у, за, под, из-под, над, из-за).

Например, игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»Цель игры образовать от существительного относительное прилагательное.

На берёзе листья какие? – берёзовые

На осине – осиновые

На рябине – рябиновые

На дубе – дубовые

На тополе – тополиные.

На ели – еловые.

На сосне – сосновые.

На клёне – кленовые и т.д.

Игра «Противоположности» или «Скажи наоборот». Нужно подобрать противоположное слово. Например, горячо-холодно, высоко-низко, старый-новый, пожилой-молодой т.д.

Следующая игра «Есть-нет».Один участник говорит, что у него есть какой-то предмет, а другой участник говорит, что у него нет этого предмета, но есть другой. Например,

- У меня есть юбка.

-У меня неб юбки, но есть брюки.

-У меня нет брюк, но есть платье.

- У меня нет платья, но есть шапка.

-У меня нет шапки, но есть сапоги и т.д.

Следующая игра «Назови ласково».

Также можно выбрать любую тему. Я называю предмет, а ребёнок называет его ласково.

Ложка – ложечка, тарелка – тарелочка, кружка – кружечка, вилка – вилочка, стакан – стаканчик, сковорода – сковородочка и т.д. такую же игру можно проводить с суффиксом увеличительности. Например, ложка – ложища, кружка – кружища и т.д.

Следующая игра на образование предлогов. Большинство детей либо мало употребляют предлоги, либо употребляют неправильно. Эта игра особенно важна.

Вариаций много. Сегодня мы поиграем в кормушку. Изображение кормушки и птицы. Располагаете птицу в разных местах и спрашиваете, где она расположена, при этом ребёнок должен употребить такие предлоги как на, в, под, над, за, из-за, из-под, с, из-под.

Вариант игры кот и коробка. В которой кота нужно располагать в разные места относительно коробки. «Птица и дерево».

Слайд 19. ГородСвязная речь.

И завершим мы наше путешествие в городе Связной речи.

Связная речь – это:

  • Умение отвечать на вопросы по содержанию картины. Берём картину, задаём по ней вопросы. Ребёнок должен отвечать полными предложениями.
  • Составление описательного рассказа по предметной картине. Это значит, что ребёнку нужно описать предмет, дополняя свои предложения прилагательными, наречиями, т.е. развёрнутыми предложениями. Так чтобы в итоге получился рассказ.
  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине – это описание какого-то сюжета. Также описывая, то что ребёнок видит на картине.
  • Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине – это сообщение о каком-либо событии в сюжетной картинке, следующих друг за другом действиях, предложения идут одно за другим, как бы по цепочке.
  • Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок – это составление рассказа по нескольким картинкам, которые связаны между собой по смыслу.
  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту — это составление рассказа по картине, изображающей природу или натюрморт.
  • Пересказ рассказа. Взрослый читает рассказ. Затем по каждому абзацу задаёт вопрос. Затем составляется план, в какой последовательности рассказ потом будет пересказываться. Далее рассказ читается ещё раз и только потом ребёнок его пересказывает.

Заключение. Слайд 20

Вот и подошло к концу наше путешествие. В заключение я хочу сказать. Успешное взаимодействие учителя-логопеда и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Поэтому прошу вас помогать мне в развитии ваших детей. Брать тетради домой, выполнять в них задания, приносить тетради вовремя. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Решить все поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви...

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.

   Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении сло...

Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"

Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов....

семинар-практикум для воспитателей "Формирование грамматически правильной речи у детей с ТНР"

материал семинара предназначен для воспитателей логопедических групп для детей с ТНР и учителей -логопедов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР...