Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)
Подготовила: Шаманова Н.В.
Цель: расширить знания родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте.
Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, карточки для игры «От буквы к слову», сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, звуковые линейки, карточки – ребусы, карандаши, листы бумаги, презентация «Игры по обучению грамоте»
Ход проведения практикума
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду, а так же от той практической помощи, которую смогут оказать родители ребенку дома.
Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.
Сегодня мы поговорим с Вами о том, что нужно знать родителям о речи.
Основные понятия, с которыми мы знакомим детей в детском саду это:
Из чего состоит наша речь? Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
В каждом слове мы слышим звуки. Звуки бывают разные
Какие бывают звуки? - гласные, согласные:
Гласные звуки обозначаем красным цветом.
Согласные звуки твердые мы обозначаем - синим цветом.
Мягкость согласного обозначается зеленым цветом.
Все эти понятия дети осваивают в играх и игровых упражнениях, так как
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны. Эта игра для вас, такие формы игр мы практикуем в работе с детьми.
Игра «Да – нет»
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю,
Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я,
Активными все будем? (да)
Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова. При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа.
Этап первый. Выделение звука из слова.
Слова произносятся протяжно – выделяется названый звук.
Игра "Определи первый звук в слове"
Предлагается звук, а Вы на звук – слово.
Звук А (тема - фрукты) апельсин, ананас, абрикос, айва, арбуз, авокадо, алыча…
2. «Определить последний звук в слове»
- Я проговариваю предложения, но в последнем слове не договариваю последний звук. Его необходимо назвать. (Необходимо следить за тем, чтобы играющий не произносил всё слово, а добавлял только последний звук.)
Белка в дупло прячет орех… И
На крылечке спит ко… Т
Охотники развели в лесу костё. Р
На лесную полянку выскочил зая. Ц
В зоопарке жил бегемо. Т
Мальчики на улице играли в футбо… Л
Звенит звонок, начинается уро… К
По стволу стучал пёстрый дяте. Л
Бабушка приготовила ароматный пиро… Г
В поле цветет синий василё… К
У Буратино длинный но… С
На солнце греется пушистая кошк… А
Мама сварила клубничный кисе… Ль
Бабочка порхает над цветко… М
Мы купили большой спелый арбу… З
Этап второй. На втором этапе учимся определять место звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова).
- «Веселый паровоз»
Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове (начало слова, середина слова, конец слова)
материал: паровозики, картинки (стол, салат, лапша)
2.Игра «Животные ищут друзей»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.
Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).
Ход игры. Дети надевают медальоны с изображением животных
- Ребята, у нас открылось бюро друзей, где каждый из вас может выбрать себе друга. Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали.
Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] —медведь [м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.
Этап третий. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные. Детям даётся графическое изображение звукового состава слова. Затем предлагаются картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов).
1. «От звука к слову»
Составить слово по первым звукам маленьких слов-картинок.
В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук.
Заяц – зонт, апельсин, яблоко, цапля
Белка – бинт – ель – ландыш – кукла – арбуз
Тигр – телевизор – иволга – груша – ракета
Используем для обозначения звуков цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие) .
А затем отвечают на ряд вопросов:
Сколько в составленном слове слогов?
Сколько в слове гласных звуков?
Сколько в слове согласных звуков?
Следующий этап Деление слов на слоги
Существует правило, сколько в слове гласных столько и слогов. Детей мы учим так: рука под подбородком, произносим слово и сколько раз опустился подбородок столько слогов в слове.
1. «Назвать слово на заданный слог»
Игра с мячом. «Мяч верни, слово назови».
Лексическая тема: «Домашние животные»:
КО – корова, коза, конь, кошка, котенок, ЛО- лошадь, СО - собака
ТЕ –теленок, ПО- поросенок, ЖЕ- жеребенок, ЩЕ- щенок
2. Игра «Отгадай ребус»
Выделять первый слог из слова и составлять слова из слогов.
Предлагаются карточки, на которых по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первый слог, а затем из слогов сложить слово, например: собака, вагон – СОВА
Картинный материал для игры.
Голуби, радуга – гора
Косынка, заяц – коза
Колобок, марка – комар
корова, сапоги - коса
Карандаш, банка - кабан
Луна, панама - лупа
Ноты, гиря – ноги
Ваза, тарелка – вата
Дорога, малина – дома
Пирог, лаваш - пила
Ромашка, замок - роза
Рефлексия
Легко ли вам было сегодня вспомнить ранее изученное?
Что у вас вызвало наибольшее затруднение?
Что вы сегодня узнали нового, чему научились?
С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?
- Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.
Итог. Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого практикума. Благодарю родителей за участие в практикуме и раздаю буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но системно и планом...
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...
Практикум "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка дошкольного возраста"
laquo;Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной реч...
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста".
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»....
Семинар - практикум для родителей "Путешествие в страну правильной речи".
Цели.• Знакомство с работой учителя-логопеда.• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.• Создание условий для речевого развития своих детей.• Установ...