Родительское собрание Тема: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Мащенко Ольга Александровна

Родительское собрание

Тема: «Формирование культурно - гигиенических навыков

 у детей младшего дошкольного возраста»

Время проведения: февраль

Форма проведения: встреча

Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья.

Задачи: формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей и совместного применения гигиенических навыков в детском саду и семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Формирование культурно - гигиенических навыков

 у детей младшего дошкольного возраста»

Время проведения: февраль

Форма проведения: встреча

Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья.

Задачи: формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей и совместного применения гигиенических навыков в детском саду и семье.

Участники: воспитатели, родители, дети.

 План проведения

1. Вступительный этап

2. Основная часть

* педагогический всеобуч

* обмен опытом семейного воспитания

* блиц опрос родителей

* игровая мини программа

3. Подведение итогов и решения собрания

Предварительная работа: раздать домашнее задание родителям (приложение №1), сделать анализ домашнего задания, сделать подборку стихов, цитат по теме собрания, подготовить памятки для родителей «Требования к сформированности культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста» (приложение №2) с учетом требований по ФГОС и полезные советы для родителей (приложение №3), разработать вопросы к блиц опросу родителей (приложение №4), педагогический всеобуч (доклад) «Воспитание у детей культурно – гигиенических навыков» (приложение №5), привлечь родителей для организации чаепития.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово воспитателя.

- Уважаемые гости! Сегодня на нашем родительском собрании мы поговорим о формировании у детей культуры здоровья.

Воспитатель зачитывает стихотворение А. Кондратьева:

Зеркало любит чистые лица,

Зеркало скажет:

Надо умыться!

Зеркало охнет:

-Где же гребенка?

Что же она не причешет ребенка!

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.

- Уважаемые родители, как вы думаете, что такое культура здоровья?

 (Рассуждения родителей)

После высказываний заключительное слово воспитателя:

- Под культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов:

осознание отношения к своему здоровью и жизни;  знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской и психологической самопомощи. Основой здорового образа жизни ребенка является режим дня. Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

2. Выступление второго воспитателя с докладом «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков», в заключении воспитатель отмечает:

- Всем вам хочется, чтобы ребенок вырос крепким, здоровым, красивым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д. Соблюдение правил личной гигиены – непременное условие здорового образа жизни.

- Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой:

Мама тесто замесила

Из пшеничной из муки,

Я кусочек попросила,

Стала делать пирожки.

Я леплю, я делаю,

Только не пойму:

У мамы – то белые

А у меня – то серые

И не знаю почему.

- Ребята, как вы думаете, почему пирожки оказались серые?

Ответы детей.

- А сейчас мы вместе с родителями постараемся это выяснить.

 Рассуждения и обмен опытом между родителем о том, каких правил ухода за кожей придерживаются в семье, как родители обучают гигиеническим навыкам своего ребенка.

Воспитатель дополняет:

- Кожа не только защищает наш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей – это ежедневный душ или еженедельная баня.

В правилах личной гигиены важное место отводиться мерам по уходу за ногами, зубами, полостью рта. Тщательного ухода требуют лицо, шея, уши. Пожалуйста, расскажите, как вы это осуществляете в своей семье.

Обмен опытом между родителями.

Дополнения воспитателя к высказываниям родителей:

- Ноги необходимо мыть ежедневно теплой водой с мылом перед сном. После мытья ног необходимо вытереть досуха чистым полотенцем. Во избежание заболеваний ног следует чаще менять носки не ходить в тесной обуви. Важно научить ребенка правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером. Зубная щетка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. Тщательного ухода требуют лицо и, шея, и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже 2 раз в день – утром и перед сном.

Воспитатель проводит блиц опрос родителей, делает выводы о проведенном опросе и дает комментарии по представленному для родителей постеру «Полезные советы для родителей. Культурно – гигиенические навыки у детей». В заключение, родителям предлагают памятки по данной теме обсуждения.

Выступление ребенка: чтение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» с имитацией движений.

Родителям демонстрируют фотографии детей группы в режимных моментах, включающих формирование гигиенические навыки.

Воспитатель проводит дидактическую игру с детьми «Назови предмет и расскажи о нем»  (зубная щетка, зубная паста, полотенце, мыло и т. д).

Воспитатель предлагает родителям по очереди прочитать цитаты на плакате:

«Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера».

«Чистота – залог здоровья».

«Чистота – та же красота».

«Красота – это обещание счастья».

«Хорошая прическа важнее дорогого наряда».

«Здоровые волосы – красота человека».

«На то два уха, чтоб больше слушать».

«Ухо – это орган слуха, есть у каждого два уха».

«Сон – лучшее лекарство».

3. Беседы по организационным вопросам, предстоящего утренника и по запросам родителей.

Родители принимают ряд решений и заносят их в протокол.

В заключение, собрания воспитатели благодарят родителей и детей за участие в мероприятии и предлагают пройти к столу на чаепитие, предварительно выполнив процедуры личной гигиены.

Приложение №1

Домашнее задание для родителей

Задание: понаблюдайте и оцените, как сформированы культурно-гигиенические навыки у вашего ребенка.

1. Мытье рук.

 Охотно идет в ванную и сразу приступает к действию.

▭ Закатывает рукава.

▭ Правильно открывает кран – так, чтобы струя воды была небольшой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти

▭ Смывает мыло и стряхивает воду в раковину

▭ Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место

▭ Вытирает тщательно кисти рук.

2. Умывание.

▭ Как ребенок пользуется водой, мылом? Не пропускает ли отдельные действия? Соблюдает ли их правильную последовательность?

▭ Осознает ли ребенок необходимость умывания? Чем мотивировано выполнение этого действия (ребенок действует по собственной инициативе или по указанию взрослого)?________________________________________________________________________

3. Прием пищи.

▭ Как ребенок пользуется столовыми приборами (в какой руке держит ложку, умеет ли пользоваться вилкой и т. д.)___________________________________________________________

▭ Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу)?

сохраняет ли за столом правильную осанку?_____________________________________________

▭ Как заканчивает еду (задвигает ли стул, благодарит ли взрослых и т.д.)?

4. Одевание и раздевание.

▭ Соблюдает ли ребенок правильную последовательность действий?

▭ Необходима ли помощь взрослого? Когда ребенок обращается за ней?

__________________________________________________________________________________

▭ Аккуратно ли одевается? Замечает ли непорядок в своей одежде и одежде других? Как его устраняет?_________________________________________________________________________

▭ Как складывает одежду (аккуратно и т. д.)?

▭ Сформировано ли бережное отношение к предметам одежды? В чем оно проявляется?_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №4

Блиц опрос родителей

Гигиена рук

- Как часто необходимо мыть руки ребенку? (перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть с мылом.)

-Почему необходимо в мороз одевать варежки?

В каких ситуациях ребенок может поранить руку? (нужно быть внимательными при работе с колющими и режущими предметами (нож, иголка..), осторожно открывать емкость с горячей водой

(чайник, водопроводный кран, кастрюля)

- Что нужно делать, если ребенок поранил руку?

Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти? (не реже 1 раза в 7-10 дней)

Гигиена волос

Как часто нужно мыть ребенку волосы (необходимо мыть 1-2 раза в неделю пользуясь шампунем)

-Что нужно ребенку для мытья в ванне?

- Как нужно расчесывать длинные волосы? ( с концов и постепенно переходить к корням)

-Почему нельзя укладывать ребенка спать с мокрыми волосами?

-Почему когда укладываете спать нужно, вытащить из волос все украшения?

Гигиена глаз

О чем нужно помнить, когда садитесь рассматривать книгу? (читать необходимо  сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны, нельзя в движущемся транспорте, лежа на диване или кровати)

-Сколько времени ребенку нужно смотреть телевизор? (смотреть сидя и не более 15 -30мин. в зависимости от возраста)

-О чем нужно помнить во время работы ребенка с ножницами или клеем?(не оставлять ребенка одного с острыми предметами, быть внимательным)

-Что нужно делать, если в глаз попала соринка?

-У ребенка слезятся глаза, что вы предпримите?

Гигиена полости рта

-Когда ваш ребенок чистит зубы?

-Что нужно ребенку, чтобы почистить зубы?

-Как называется заболевание зубов?

-Что нужно делать после каждого приема пищи?

-Сколько раз в год необходимо показывать ребенка стоматологу (не реже 2 р. в год)

Гигиена слуха

-От чего у ребенка могут заболеть уши? (от слишком громкой музыки, ковыряния в ушах, от сильного ветра, сильного сморкания, попадания воды)

-Что нужно сделать, когда попала вода в уши?

-К какому врачу нужно вести ребенка при заболевании ушей?(лор, врач-отоларинголог)

Гигиена сна

-Какие звуки ребенку приятно послушать перед сном?

-В чем вы укладываете ребенка в кровать?

-Что нужно сделать в спальной комнате перед сном? (проветрить комнату, задернуть занавески)

-Что можно пожелать ребенку перед сном?

Гигиена одежды

- Перечислите необходимую для ребенка зимнюю, весеннюю одежду.

-Что нужно для стирки белья?

- Какие меры необходимо соблюдать во время стирки белья ребенком?

Гигиена обуви

-Какие требования для обуви малышей должны соблюдаться?

- Перечислите необходимую для ребенка зимнюю (летнюю) обувь.

Приложение №2

Требования к сформированности культурно-гигиенических

навыков у детей младшего дошкольного возраста

Режимные процессы

Умывание: самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Приём пищи: правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережёвывают пищу с закрытым ртом.

Одевание и раздевание: совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок – чистят, просушивают.

Культура общения

Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание.

Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим.

Приложение №3

 

Полезные советы для родителей.

«Руки – это лицо человека»

1.  Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней.

2.  Перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.

3.  Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка и т.д.).

4.  Нужно осторожно открывать ёмкости с горячей водой (чайник, кастрюля, водопроводный кран).

5.  В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках.

6.  Следует ежедневно пользоваться кремом для рук.

«Расти, коса, до пояса»

1.  Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за ее чистотой.

2.  Мыть голову необходимо один- два раза в неделю, пользуясь шампунем.

3.  Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

4.  Нельзя заплетать мокрые волосы.

5.  Нельзя ложиться спать с мокрыми волосами.

6.  Длинные волосы нужно расчесать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза»

1.  Берегите глаза, когда стираете белье или выводите пятна.

2.  Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.

3.  Нельзя читать, лежа на диване или в кровати.

4.  Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т. д.)

5.  Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.

6.  Нельзя носить чужие очки.

7.  Нужно смотреть телевизор, сидя и не более 15-30 минут подряд (зависит от возраста ребёнка).

8.  Необходимо делать гимнастику для глаз.

9.  Лампу нужно ставить слева.

10. Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и т. д.).

11. Сидеть за столом нужно прямо.

12. Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницы, иголка, булавка, спицы, др.).

«Здоровье зубы здоровье любы»

1.  Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твердой пищи: это укрепляет десны и зубы.

2.  С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.

3.  Не реже двух раз в год надо посещать с ребёнком стоматолога.

«Ухо – это орган слуха»

1.  Уши надо беречь:  от  слишком громких звуков устаешь. Нельзя слушать громкую музыку, громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.

2.  Нельзя ковырять в ушах.

3.  Нужно защищать уши от сильного ветра.

4.  Нельзя очень сильно сморкаться.

5.  Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спиться, сон хороший сниться»

1.  Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.

2.  Нельзя наедаться пред сном.

3.  Нельзя смотреть долго телевизор.

4.  Нельзя ложиться поздно.

5.  Нельзя играть в шумные игры перед сном.

6.  Перед сном необходимо проветрить комнату.

7.  Перед сном следует задёрнуть занавески.

8.  Перед сном нужно умыться.

9.  Перед сном следует сложить одежду.

10. Нельзя откладывать отход ко сну, если ребенок начинает дремать. Дремота – единственный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организме.

Приложение №5

Педагогический всеобуч

«Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например, закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца»; З. Александрова «Утром», «Купание»; В Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая»; И. Токмановой «Тили-тили-тили?»; М. Яснов «Ямою руки»; А. Усачев «Хочешь Феденька, кефир»; А. Воронкова «Маша-растеряша» и другие произведения).

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём» Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — ...

Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...

Игровой проект для детей второй младшей «Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста»

Игровой проект для детей второй младшей группы "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"...