Роль сказки в нравственном воспитании ребенка.
консультация (младшая группа)

Шорникова Ирина Эдвардовна

Консультация для родителей младшего возраста с использование музыкального материала для взаимодействия родителей с ребенком дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_nravstvennom_vospitanii_rebenka.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района  Санкт-Петербурга

 Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

«Роль сказки в нравственном воспитании ребенка».

                                                                                                                   Составили:          

                                                                                                     Музыкальные руководители:

                                                                                Шорникова И.Э.          

                                                                              Николаева Е.А.                                                                      

                                       

Санкт-Петербург

2023  

1 Музыкальный руководитель:

Воспитывая ребенка, педагоги и родители стремятся вырастить всесторонне развитую личность. Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

2 Музыкальный руководитель:

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Такие понятия, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, у ребёнка формируются по примеру окружающих его взрослых. Кроме своего примера, родители могут использовать устную прозу. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о смелости и трусости – ложатся в сознание ребёнка и определяют в дальнейшем его нормы поведения.

1 Музыкальный руководитель:

Среди многих жанров устной прозы (сказок, преданий, сказов, былин, легенд) сказка занимает особое место. Она воспитывает, расширяет кругозор, учит человека жить, придерживаясь нравственных норм. Не смотря на всё многообразие сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача педагогов и родителей – донести до сознания ребенка народную мудрость. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

2 Музыкальный руководитель:

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

1 Музыкальный руководитель:

Кроме того, ребёнок под чтение сказки быстрее засыпает, потому что взрослые читают сказку спокойным голосом. Ребёнок чувствует, что он защищён и рядом находятся любящие его люди.

Как показывает наш опыт, детям интересней всего слушать сказки с музыкальным сопровождением, песенками героев, т.к. музыка усиливает эмоции ребёнка во время прослушивания и ярче раскрывает содержание сказки, передаёт характер героев. Дети любят подпевать понравившиеся песенки, что развивает у них память, речь, мышление, умственные способности. Почти все герои сказок поют, и дети часто изображают в играх, того или иного сказочного героя. А теперь давайте поиграем и вспомним песни героев из разных сказок.

Викторина «Отгадай сказку»

Родители делятся на две команды и отгадывают сказку по музыкальному фрагменту.

2 Музыкальный руководитель:

Музыкальные сказки, можно смотреть, слушать, а так  же, сочинить самим и озвучить вместе с ребёнком разными предметами, которые находятся под рукой или жестами. Сюжет сказки можно взять знакомый, например,  сказку «Теремок» или придумать самим.

Сказка «Теремок»

Озвучивание звучащими жестами.

Озвучивание сказки “Бедная овечка”

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Сначала по травке (шуршим пакетом).

Потом по камушкам (терка).

Потом она дошла до ручейка (перелить воду из бутылки в стакан).

И вот, она поняла, что заблудилась.

Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).

У маленькой овечки был звонкий колокольчик,

Он звенел вот так (позвенеть ложкой в кружке алюминиевой).

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает.

Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик

(позвенеть карандашом в алюминиевой кружке).

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке (шуршим пакетом).

Потом по камушкам (терка).

Потом он перешел быстрый ручеек (перелить воду из бутылки в стакан).

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла (поблеять).

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей (перелить воду из бутылки в стакан).

Потом пошли по камушкам (терка).

Потом по травке (шуршим пакетом).

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли (все дети говорят «Бе-е-е»).

1 Музыкальный руководитель:

Кроме того, можно организовать домашний театр. Для теневого театра используются трафареты из интернета; для настольного театра - игрушки или картинки, а озвучить может музыкальная аудио сказка.  Рассказывая сказку, не забывайте обращать внимание на эмоциональное и  выразительное её исполнение. Можно, например, пропевать песенки героев вместе с ребёнком.

Демонстрация форм и сюжетов сказок.

                                 (взять в группе ширму и все для сказок)!!!

Надеемся, что наша встреча поможет вам организовать интересный досуг с ребёнком дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»

ldquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейн...