Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
проект на тему
Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektd.n.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»
г. Саранск.
Долгосрочный проект группа №2 "Пчёлки».
Тема: «Современная семья и её роль в духовно нравственном развитии ребенка».
Разработан проект воспитателем: Макшаевой С.В.
Срок реализации проекта: 2013 – 2015 гг.
Вид проекта: долгосрочный.
Актуальность проблемы.
Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования системы дошкольного образования. Наш детский сад работает наш над инновационной деятельностью «Влияние развивающей и предметно пространственной среды на личностное развитие, сохранение и укрепление здоровья дошкольников современном ДОУ».
С целью достижения более высоких результатов по духовно нравственному развитию независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, в группе №2, реализован долгосрочный проект «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребёнка». В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и правил, моральных ценностей и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. В настоящее время можно отметить, что во многих семьях дети испытывают дефицит духовного общения с родителями. В силу своей занятости и каких-либо других причин родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты бытовыми домашними делами, компьютерными играми. А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, разработала и приступила к реализации проекта «Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании», который поможет в решении проблемы дефицита эмоционального, духовного общения детей и родителей. А также будет способствовать преодолению старых стереотипов в работе с родителями, внедрять в практику новые подходы взаимодействия с семьей, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи.
Цели проекта:
- 1.Внедрить новых форм работы с молодыми семьями независимо от национальной, религиозной принадлежности.
- Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
- Создание в детском саду хороших, комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
4. Воспитание любви к Родине, мордовскому краю, родной семье, театрализованной, игровой деятельностью.
5. Ориентировать семьи на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить с основами православной культуры, декоративно – прикладном искусстве, формировать представление о традиционном семейном укладе.
Задачи проекта:
- Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями, духовными традициями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
- Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьей, как фактора позитивного развития ребенка.
- Помочь родителям устранить проблему нравственной потребности сферы ребенка через совместную игровую творческую и познавательную деятельность. Создание условий в саду для духовно нравственного развития взрослых и детей.
- Выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях.
- «Духовно нравственное воспитания дошкольников игровой, театрализованной деятельностью
Участники проекта:
- Воспитатели группы, старший воспитатель, заведующая, музыкальные руководители, медицинский работник, младший воспитатель.
- Родители, бабушки, дедушки, воспитанники группы.
Основные формы реализации проекта:
- Православные праздники: «Яблочный Спас», « Покрова Пресвятой Богородицы», «Рождественская звезда», « Пасхальный перезвон», «Вербное воскресение» и др.
- Семейные досуг «Моя счастливая семья».
- Устный журнал для родителей. «Мой ребёнок исследователь».
- Почта доверия.
- Семейные презентации «7-я».
- Круглый стол (родительские собрания с презентацией).
- Традиции обычаи моей семьи (оформления выставки, совместные творческие работы).
- Информационный альбом «Растем духовно вместе с детьми».
- Совместные спортивные встречи:
« Вместе мы сможем всё!», «Когда мой папа был солдатом».
- Семейный клуб любителей детской фотографии.
- Клуб молодых бабушек.
- Размещение материалов проекта на сайте детского сада.
- И другие.
Гипотеза:
При реализации новых форм работы с семьей, по духовно нравственному воспитанию будет выработана философия взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит:
- Воспитание и развитие ребенка совместными усилиями ДОУ и семьи;
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;
- Исключение формальности в работе с родителями;
- Активизировать работу родительского комитета;
- В большом выигрыше окажутся дети, независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности, ради которых осуществляется данный проект.
Ожидаемый результат:
- Семья и Детский сад - два важных фундамента в воспитании детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.
- Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.
- Появление в семье общих интересов и увлечений, как для взрослых, так и для детей.
- Повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках (портфолио успехов ребенка)
- Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.
- Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
Критерии эффективности:
- Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы группы с семьей.
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей духовно нравственной - образовательной миссии.
- Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развития. Поэтому нужно использовать любые достижения ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
Ресурсы:
- Нормативно - правовое обеспечение: Закон "Об образовании в Российской Федерации", Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ( 1990 г.), Концепция дошкольного воспитания ( 1989 г.), Декларация прав ребенка ( 1959 г.).
- Педагоги и специалисты ДОУ .
- Материально - техническое оснащение помещений ДОУ.
- Родительский комитет группы, готовый на социальное партнерство в реализации проекта.
- Сотрудничество с социально - культурными объектами: Мордовская республиканская детская библиотека, Мордовский республиканский краеведческий музей, Кафедральный собор им. Ф.Ф.Ушакова, Макаровский Иоанна-Богословский мужской монастырь, воскресная школа Казанского храма .
Риски:
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, особенно из проблемных семей.
Предупреждение рисков:
- Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.
- Опора на помощь родительского комитета.
- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Этапы реализации проекта:
- Определение духовно нравственного развития в каждой семье нашей группы.
- Планирование этапов работы с современной семьей по духовно нравственному воспитанию .
- Тестовая работа, анализ, обработка материалов по данному проекту.
- Выводы.
Продукты проекта:
- Видеофильмы совместных праздников с родителями.
- Фотоматериалы.
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских гостиных.
- Анкеты
- Семейные проекты «Наша родословная».
- Портфолио семейного успеха «Дорогою добра».
7. Памятки-консультации по темам:
«Правила поведения в храме»
«Советы православных педагогов»
«Духовное воспитание ребенка»
«Великие православные праздники»
«Родительские заповеди»
«О вреде телевизора»
8.Дидоктические игры:
« Азбука добрых дел»
«Экскурсия по храмам Саранска»
«Раскрась Пасхальное яичко»
«Укрась ёлку к Рождеству»
«Назови праздники»
«Мой ангел», «Собери храм»
Духовно нравственного взаимодействия современной семьи с детским садом.
Преимущества духовного взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется этот проект.
- Это учет индивидуальности ребенка. Воспитатель постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности национальной, социальной, религиозной принадлежности своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности воспитания.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление духовно нравственных внутрисемейных ценностей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Основные принципы:
- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в духовном воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями города.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Промежуточные результаты по Проекту "Духовно- нравственное воспитание в современной семье"
Проект продолжается. Много различных форм работы с родителями провели. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, делают добрые дела, поступки, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
«…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом . Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои . Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»
Д.А. Медведев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада "Уважение к родителям"
Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы детского сада. Форма проведения: занятие-интервью....
Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....
духовно-нравственное воспитание в жизни ребенка
В воспитательных целях, чтение необходимо для развития духовно- нравственных начал и становится важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста....
«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....
Влияние духовно-нравственного воспитания на развитие личности ребенка, в условиях материнской депривации.
Обзор основных аспектов духовно-нравственного воспитания на развитие личности детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Полезно для воспитателей,педагогов учреждений для детей сиро...
Современная семья и ее роль в духовно-нравственном развитии ребенка
Какую цель сегодня выводят на первый плант современные родители? Чего они хотят от своих детей? Именно об этом пойдет разговор....