Роль сказки в нравственном воспитании ребенка
консультация на тему

Рябова Любовь Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_v_vospitanii_nravstvennykh_kachestv_rebyonka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка

Уважаемые мамы и папы!Как часто нам в детсве читали сказки! Как часто сказки мы читаем своим детям. В чём притягательность сказки, почему её все так любят? И какое влияние оказывают сказочные образы на ребёнка? Давайте вместе найдём ответы на эти и другие вопросы.

Как известно, «сказка – ложь, дапв ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.

Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки спососбствуют становлению и развивтию социокультурного опыта ребёнка. Например, попросите вашего ребёнка, который привык только всё получать и не делиться ни с кем, даже с близкими, разделить его любимые конфеты между членами семьи. Думаем, что простой вопрос после несправедливо поделенных конфет: «Как ты разделил сладости: как Карабас – Барабас или как Буратино?»- повергнет его в изумление, ведь Буратино- хороший, добрый, а Карабас - Барабас – злой, жадный, нехороший. Конечно, ребёнку хочется быть похожим на Буратино, а это требует определённых дружественных поступков. Ведь у ребёнка уже сформированы эталоны добра и зла и ему хочется соответсвовать положительным эталонам.

Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:

  •     сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;
  •     оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
  •     научить понимать и любить всё живое;
  •     фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т.е  развивать творчество;
  •     осваивать нормы литературного языка;
  •     стремиться стать лучше.

Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:

  • поднять настроение;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • разрешить конфликт;
  • развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.

Когда нужно читать детям сказки?

  • введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;
  • чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;
  • старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;
  • помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.

Как надо общаться со сказкой?

  • рассказывать сказку искренне, не торопясь;
  • знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
  • старайтесь не использовать те сказки, где исеть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
  • никогда не комментируйте сказку следующим образом: « Вот не будешь слушать, тебя также...». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
  • старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам;

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.

Как можно поиграть со сказкой?

1. Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»

Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности.

2. Можно сочинить салат из сказок:

Снежная королева и Снегурочка;

Дюймовочка и мальчик-с- пальчик;

Федора и девочка чумазая;

Незнайка и чиполлино и т.д.

3.Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:

Жили- были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.

Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке Мототку и т.д.

4. Понравится детям и игра «Что было бы, если…». Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботнки умели разговаривать? И т.д.

5. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.

Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Проект "Современная семья и её роль в духовно нравственном воспитании ребенка" МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Роль сказки в нравственном воспитании ребенка.

Консультация для родителей младшего возраста с использование музыкального материала для взаимодействия родителей с ребенком дома....

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»

ldquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейн...