Экспериментирование - это интересно!
статья
Значение экспериментирования для гармоничного развития ребёнка -дошкольника,познавательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование-это интересно!
Расскажи –и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать –и я пойму.
/китайская пословица/
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития представлений дошкольника. Наиболее интересны для детей опыты-эксперименты. Опыты, словно фокусы, только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет если?), учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей обогащается словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы, цвет, форма, величина, мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий – твёрдый, холодный - тёплый и т.д. Экспериментирование проходит через все виды детской деятельности.
Скучная информация забывается, но она скорее запомнится, если её красочно и ярко продемонстрировать, а еще лучше, если предложат самому попробовать
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»
А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.
Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет(сухой-мокрый)
Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»
Для того, чтобы дети не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.
Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н.Н. Поддьяков).
Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Воспитатель должен помочь подвести итог эксперимента и сделать правильный вывод.
Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование - это интересно
Презентация "Экспериментирование - это интересно"...
Фотоотчет недели экспериментирования в средней группе "В лаборатории интересных наук"
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кро...
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...
Экспериментирование "Интересные свойства воды"
"Интересные свойства воды"...
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"
Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...
Экспериментирование - это интересно!
Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было экспериментирование.Ребята с воспитателями в группе провели много новых экспериментов и открытий, с песком, магнитом, воз...
Экспериментирование - это интересно!
Одним из самых интересных и занимательных дел в детском саду всегда было экспериментирование. Ребята с воспитателями в группе провели много новых экспериментов и открытий, с песком, магнитом, во...