Родительское собрание «Служба психолого-социально-педагогического сопровождения дошкольных групп. Опыт работы».
консультация

Опыт работы психолого-педагогической службы детского сада. Сотрудники, задачи и содержание работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_spsps.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Служба психолого-социально-педагогического сопровождения дошкольных групп. Опыт работы».

Автор Васильева Татьяна Валерьевна, учитель-логопед

ГБОУ г. Москвы «Школа 1210»

Добрый вечер, уважаемые родители. Меня зовут Татьяна Валерьевна Васильева, я – учитель-логопед дошкольных групп Алые паруса.

По вашим многочисленным просьбам мы начинаем нашу встречу, на которой расскажем о психолого-педагогической службе нашей школы, ее сотрудниках, задачах и содержании их работы.

Далеко не каждый образовательный комплекс может похвастаться полностью укомплектованным штатом специалистов психолого-педагогической службы. В наших трех дошкольных зданиях на данный момент работают 2 психолога, 3 учителя-логопеда, 1 учитель-дефектолог. Все специалисты работают в полностью оснащенных методическими пособиями и дидактическими играми кабинетах, имеют высшее педагогическое образование, регулярно проходят курсы повышения квалификации, большинство из них защитились на первую или высшую квалификационную категорию.

Сейчас я коротко расскажу о содержании работы каждого специалиста нашей службы.

Педагог-психолог – правая рука воспитателей. Он определяет актуальный уровень развития ребенка, помогает наладить эмоциональный комфорт в группе, участвует в разрешении возникающих конфликтов. К нему можно обратиться за консультацией по вопросам адаптации ребенка к детскому саду, по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также по вопросам детско-родительских отношений.

Учитель-логопед – определяет уровень речевого развития ребенка. На индивидуальных и подгрупповых занятиях он осуществляет коррекцию нарушений всех компонентов речи, устраняет недостатки звукопроизношения, делает речь ребенка развернутой и грамотной, готовит его к обучению чтению, осуществляет профилактику нарушений письма и чтения в школе. Некоторые родители, проигнорировав рекомендации педагогов начать логопедические занятия с ребенком в дошкольном возрасте, в отчаянии приходят за помощью специалиста во втором классе начальной школы, когда детям начинают ставить оценки. И выясняется, что ребенок неуспешен по русскому языку и чтению. Поэтому, не забудьте проконсультироваться с логопедом еще задолго до школы. В нашем учреждении специалисты проводят диагностику детей так часто, насколько это вам необходимо. Обычно с периодичностью 2-3 раза в год.

Учитель-дефектолог - определяет уровень познавательного развития ребенка. Консультирует по вопросам развития и коррекции внимания, памяти, мышления. Формирует и корректирует пространственно-временные и элементарные математические представления детей.

Итак, если возникают вопросы, связанные с эмоционально-волевыми, поведенческими и коммуникативными характеристиками ребенка, то это зона влияния психолога, и лучше прийти на консультацию к этому специалисту; с речевым развитием лучше обращаться к логопеду, а с познавательным – к дефектологу.

Организует работу службы ее координатор. К ней также можно обратиться за помощью в решении вопросов, которые вы не смогли решить со специалистами, если такие имеются.

Все специалисты работают в тесном взаимодействии, организуя внутренние консилиумы и супервизии.

Далее я поподробнее освещу содержание работы психолога, логопедов и дефектолога.

Начну с функционала специалистов СПСПС, а проще говоря, расскажу зачем именно эти специалисты работают в детском саду, чем они занимаются.

Основная наша задача работы специалистов – это психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского сада, помощь детям в преодолении имеющихся и возникающих у них трудностей. Причем трудности эти могут проявляться в разных областях: в адаптации, усвоении образовательной программы, общении со сверстниками и т.д.

Для того, чтобы наша помощь была своевременной и результативной, мы проводим ряд мероприятий:

- диагностика, благодаря проведению которой можно выявить дефициты и сильные стороны ребенка. Она может быть:

1. плановой. Это обследование детей, находящихся в коррекционной работе специалиста в начале и конце учебного года. Позволяет увидеть динамику работы, запланировать или внести необходимые изменения в коррекционный процесс. Плановой же диагностикой для психолога, например, является обследование всех воспитанников подготовительных групп на предмет готовности к школе (проводится в два этапа – в начале и ближе к завершению учебного года).

2. по запросу родителей и/или педагогов.

- коррекционно – развивающие занятия, в ходе которых у ребенка есть возможность развить свои ресурсные качества и восполнить дефициты;

На данный момент основанием для прохождения ребенком коррекционных занятий в детском саду является наличие у него заключения ЦПМПК.

- итоговые досуги, где дети демонстрируют результаты коррекционных занятий за учебный год;

- открытые занятия;

- участие специалистов в родительских собраниях;

- и конечно, продуктивная работа специалиста возможна только в тесном сотрудничестве с заинтересованными воспитателем и родителем. Поэтому все специалисты в ходе своей работы консультируют как педагогов, так и родителей детского сада. Запрос на консультацию так же может исходить от любого участника образовательного процесса: и от родителя, и от воспитателя, и от самого специалиста.

Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Для успешности воспитания и обучения ребёнка необходима правильная оценка его возможностей и выявления особых образовательных потребностей. Вот почему особая роль отводится диагностике, позволяющей:

-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка;

-определить оптимальный педагогический маршрут;

-обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка;

-разработать программы коррекционной работы;

-определить условия воспитания и обучения ребенка;

-консультировать родителей ребенка.

Работая в идеологии «команды», каждый специалист и педагог решает свои задачи в образовательной области. Создается оптимальное равновесие между образовательными воздействиями и индивидуальными возможностями ребенка.

Сейчас я расскажу о целях и задачах работы учителя-дефектолога.

Название "дефектолог", в принципе, говорит само за себя. Этот педагог работает с детьми, у которых есть проблемы (отклонения) в развитии. Хочу уточнить, что они бывают очень и очень разные.

Например, трудности в обучении — в письме, в чтении, математике; ЗПР — задержка психического развития; отклонения в поведенческой сфере (чрезмерная агрессия, упрямство и т.п.). Так вот, учитель-дефектолог помогает таким деткам преодолевать их (в поведении, учебе, при отставании в возрастном развитии). Обычно дети приходят на занятия в определенное время несколько раз в неделю.

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Почему слово “дефектолог” звучит пугающе?

Когда прописывают занятия ребенка с дефектологом – это порождает всевозможные страхи, прежде всего у родителей. Исходная установка, которая пугает, — дефектолог работает с детьми, у которых есть выраженные трудности, «дефекты». Многие из родителей начинают возмущаться - «Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!». Думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. При этом родители не очень хорошо понимают, в чем специфика работы дефектолога. А ведь это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий, методик работы с разными категориями детей. Специалист, обученный особым образом представлять суть программного материала — не так, как это делает воспитатель.

Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальным недоразвитием психических функций. А это далеко не так. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ребёнку. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

Кому необходимы занятия с ДЕФЕКТОЛОГОМ?

1. Если у ребенка есть нарушения интеллектуального развития;

2. Если у ребенка есть задержка психического развития;

3. Если у ребенка диагностировали ранний детский аутизм или РАС

4. Ребенок испытывает трудности в усвоении программы в детском саду;

5. Гиперактивным детям.

Задачи учителя-дефектолога.

1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.

2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.

3. Развить волевую сферу, саморегуляцию.

4. Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.

5. Развивать воображение с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.

6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются следующие:

 Сенсорное и сенсомоторное развитие;

 Формирование пространственно-временных представлений;

 Умственное развитие;

 Нормализация ведущей деятельности в дошкольном возрасте;

 Формирование представлений о предметах и явлениях;

 Обогащение словаря, развитие связной речи;

 Готовность к восприятию учебного материала;

1 блок «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого корректируется мелкая моторика, умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

2 блок «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом, ориентировкой в тетради, учебнике, неуспешностью во фронтальной работе в классе и, как следствие, отставание по всем разделам программы.

3 блок «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корректируются высшие психические функции, такие как память, мышление, внимание и восприятие.

4 блок «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно, у дошкольников ведущей деятельностью возраста является игра. В играх развиваются все психические процессы, формируются предпосылки учебной деятельности, способность действовать по инструкции и выполнять поставленную задачу.

5 блок «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корректируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математических представлений.

6 блок «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя, учитель – дефектолог «оречевляет» все действия, которые совершает ребенок в рамках ведущей деятельности.

7 блок «готовность к восприятию учебного материала». Это блок направлен в основном на дошкольников подготовительных групп. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду:

1. Диагностика проводится не один раз и осуществляется по запросу педагогов и родителей.

2. Параллельно с диагностикой происходит выявление трудностей и проблем, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скорректировать нарушение.

3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

4. Затем осуществляется сам коррекционный процесс, выраженный в проведении подгрупповых и индивидуальных занятий.

5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

6. Консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Структура дефектологических занятий очень разнообразна и интересна. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь вроде бы простыми играми, не замечают, как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонематического слуха и др. На занятиях используются игрушки, картинки, книги, компьютер, прищепки, пуговицы, кукольный театр и много другого разнообразного дидактического материала.

Прислушивайтесь к советам специалистов, не запускайте детские проблемы, ведь они, как и болезнь, не проходят сами по себе, лучше предупредить проблему чем потом ее лечить, делайте все вовремя.

Теперь перейдем к задачам и содержанию логопедической работы.

В наше время все больше родителей и педагогов обеспокоены развитием речи своих детей. Дети начинают позже говорить, больше становится проблем со звукопроизношением – все больше родителей обращаются за помощью по постановке звуков к логопедам, некоторые дети подготовительной группы с трудом могут рассказать простую сказку, четко и ясно сформулировать свою мысль. Из-за этого могут возникнуть трудности обучения в начальной и средней школе.

Педагоги начальной школы жалуются на:

. множественные ошибки разного рода при письме и чтении;

· то, что дети не могут сформулировать ответ на вопрос полным ответом (отвечают обычно одним словом или короткой фразой);

· трудности в понимании и запоминании поэтапной инструкции;

· трудности в употреблении синонимов, многозначных слов;

· трудности в понимании и употреблении пословиц, поговорок, слов в переносном значении;

· при написании изложения – слишком краткое, с потерей последовательности, опущением важных смысловых деталей.

При переходе в среднюю школу волнение за состояние связной речи детей возникает у педагогов-предметников, где надо суметь пересказать прочитанный текст, выразить свое отношение к прочитанному, сделать вывод (история, обществознание, литература, русский язык).

Многие ошибочно предполагают, что задача логопеда – научить ребенка правильно произносить звуки. На самом деле предметная область специалиста логопеда весьма разнообразна. Логопед работает над следующими задачами:

  1. Исправление недостатков произношения, работа над четкой дикцией.
  2. Формирование связной речи (работа над способностью ясно формулировать свою мысль с помощью распространенных предложений, составлением рассказа, пересказа – что в дальнейшем очень пригодится при написании в школе изложений, сочинений, а также при запоминании и пересказе учебных материалов по устным предметам – биологии, истории, географии и пр.).
  3. Развитие грамотности речи, умения сочетать слова между собой по родам, числам и падежам.
  4. Обогащение словарного запаса.
  5. Работа над темпом речи, её плавностью, интонацией, речевым дыханием, устранение запинок и проблем, связанных с заиканием.
  6. Подготовка к обучению чтению, профилактика возможных проблем при письме и чтении.
  7. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  8. Развитие пространственных и временных представлений, обогащение знаний об окружающем мире.

Овладение грамотной речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Сейчас существует множество профессий, требующих коммуникативных навыков: врач, менеджер, юрист и т.д. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку для того, чтобы быть успешным.

Отсутствие грамотной связной речи может способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), чего мы своим детям, конечно же, не желаем.

Чем раньше будут выявлены речевые трудности, тем больше шансов достичь желаемого результата. Исправление нарушений речи наиболее эффективно в дошкольном возрасте.

Работа над формированием красивой, правильной речи ребёнка невозможна без активной роли родителей, их помощи и поддержки.

Мы, специалисты детского сада, достаточно часто сейчас наблюдаем детей, которые испытывают те или иные трудности в развитии и усвоении образовательных программ. И в таких ситуациях наша задача максимально быстро среагировать, провести необходимые диагностические мероприятия и обратить на это внимание родителей. Крайне важно поймать проблему в самом начале, чтобы было время на ее преодоление. В этом плане мы являемся первичным звеном и, при обнаружении затруднений в обучении у ребенка, можем рекомендовать родителям пройти центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ЦПМПК).

Для чего это нужно и как это работает?

Для родителей, детей и педагогов в том числе, ЦПМПК - это очень нужный и полезный ресурс.

В состав комиссии входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог). Главной функцией Центральной психолого-медико-педагогической комиссии является комплексное обследование детей, подготовка рекомендаций по их дальнейшему обучению. В ходе своей диагностики комиссия может подтвердить потребность ребенка в получении занятий с логопедом, психологом или дефектологом. ЦПМПК не ставит диагнозов, она помогает организовать дальнейшее обучение ребенка таким образом, чтобы максимально преодолеть имеющиеся у него сложности в самом начале, в дошкольном детстве. Потому что очень важно дать ребенку поддержку вовремя, чтобы избежать дальнейших сложностей при обучении уже в школе.

Что представляет собой диагностическая процедура на ЦПМПК? Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера. Родители обязательно присутствуют на диагностике, получают много полезной информации, у них появляется прекрасная возможность конкретно узнать, какие, может быть, есть упущения, над чем вам с вашим ребенком можно и нужно поработать. Задать вопросы и получить исключительно профессиональные ответы и рекомендации. По результатам диагностики родители получают на руки документ. И здесь очень важно понимать, что этот документ для семьи носит сугубо информативный и рекомендательный характер. В нем будут обозначены те специалисты, которых ЦПМПК рекомендует привлечь к образовательному процессу ребенка. А вот для организации, в которую вы приносите это заключение, оно уже будет иметь обязательный характер. На его основании специалисты детского сада создадут для ребенка программу, адаптированную под его образовательные потребности. Направления работы будут показаны и обозначены в заключении.

Сами заключения могут быть нескольких вариантовадаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) и Основная образовательная программа (ООП).

В первом случае программа выдается детям, которые имеют тяжелые нарушения речи (ТНР), расстройства аутистического спектра (РАС), задержку психического развития (ЗПР). В адаптированных образовательных программах обязательно прописан логопед, психолог и дефектолог при необходимости, занятия проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме 3 раза в неделю.

Вариант второй ООП выдается детям, не имеющим серьезных, выраженных трудностей в развитии ребенка, и подразумевает занятия с логопедом и психологом или, например, только с психологом. Занятия по ООП проводят только в подгрупповом формате.

Разумеется, весь процесс происходит только с письменного согласия родителей (законных представителей). Принуждать пройти комиссию никто не будет. И даже после получения рекомендаций ЦПМПК родитель вправе решать - воспользоваться ими или нет.

В заключении хотелось бы особенно отметить, что бояться идти на комиссию не нужно, специалисты на вашей стороне и приоритетная задача ЦПМПК – создать все предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.

После комиссии, у родителей всегда будет возможность подумать, что делать дальше. Отнести заключение в образовательную организацию и начать получать дополнительную помощь или оставить все как есть. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив всё, самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет.

Мы надеемся, что сегодняшняя информация окажется для вас нужной и полезной. Ждем вас на наших консультациях, а ваших детей – на наших занятиях. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» средняя группа

родительское собрание "«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста ( опыт работы)

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста( опыт работы)...

Протокол родительского собрания с использованием элементов дистанционного сопровождения

Проотокол родительского собрания с использованием дстанционного сопроровождения на тему "Как научить ребенка запоминать стихи"...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...