Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
Самостоятельность малыша – это способность чем-то
заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых, стремление
действовать по собственной инициативе, владение
навыками самообслуживания и опрятности.
У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить
положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе делать,
наблюдать за чем-то интересным.
Самостоятельный, уверенный в себе ребенок легче адаптируется в
окружающем мире. Он открыт для новых впечатлений и нового детского
опыта.
Существует два простых правила для родителей, которые
хотят приучить ребенка к самостоятельности.
«Обучать ребенка делать все самостоятельно». Это правило имеет
ключевое значение. Ребенок рождается без каких-либо навыков и умений,
только с безусловными рефлексами. Все навыки он приобретает не сам по
себе, а усваивает их при взаимодействии со взрослыми. Ребенок узнает, что
делать с тем или иным предметом, наблюдая как с этим предметом поступают
взрослые.
Очень важно, чтобы родитель выступал не только в роли наставника, но
и в роли помощника ребенка, участника совместных действий. Ребенок
нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, помогал в
трудную минуту, подбадривал и хвалил. Родителям надо постараться не
злиться на ребенка за разбитые чашки и тарелки, пролитое молоко,
оторванную пуговицу. Ребенок и так расстроен своей неудачей, не нужно его
дополнительно упрекать, а лучше успокоить и предложить ему попробовать в
следующий раз.
На первых порах доводить начатое дело до конца – трудная задача для
малыша. Убрать игрушки – это значит, что в течение длительного времени
нужно выполнять однообразные и неинтересные действия, и здесь можно
скрасить это действо, например: Карлсон жужжит над ухом, помогает своему
другу, или взрослый предлагает помочь: «Трудно тебе – давай помогу, а будет
трудно мне – ты поможешь!» Но с каждым разом объем самостоятельных
действий ребенка должен увеличиваться, а помощь взрослого – сокращаться.
Правило второе:
«Не делать за ребенка того, что он может сделать сам». С задачами,
посильными для его возраста, ребенок вполне может справиться сам, если он
этого хочет. Малыш учится делать все самостоятельно: надевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки», откажется от попыток самостоятельности, то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому.
И здесь «подлить масла в огонь» могут родители. В спешке, они сами
готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и
аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким
растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок.
Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может
вылиться в серьезную психологическую проблему.
Другая крайность, в которую бросаются родители – это позиция «Делай сам, ты уже большой!». Но маленькие дети еще не умеют лениться, поэтому, скорей всего, ребенок не делает что-то правильно не потому, что не хочет, а потому что действительно не может справиться с задачей.
Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему
осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они
будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из
рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам
поймет, что это неудобно и утомительно.
Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок.
Если у ребенка что-то пока не получается делать самостоятельно, то не
нужно расстраиваться. Малыш может швырять ботиночки, которые «не
хотят» одеваться, кусать свою одежду и кричать. Родителям нужно научить
малыша просить о помощи правильно, например, фразой: «Помоги мне
пожалуйста!». Но, не нужно сразу же бросаться делать все за ребенка. Сперва
нужно дать ему шанс справиться самому, лишь слегка подтолкнув его к
действию.
Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора
действий, поступков, суждений. В ней истоки ответственности, уверенности в собственных силах, чувства собственного достоинства. В дружной семье
взрослые учат малыша понимать, что здесь все проявляют заботу друг о друге, с уважением на равных относятся к каждому. Что в семье у каждого свои обязанности, но каждый может прийти на помощь другому в трудную минуту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"
Многие родители недоумевают, как развивать самостоятельность у ребёнка третьего года жизни и с чем она связана. В этой статье вы познакомитесь с рекомендациями по развитию самостоятельности у детей ра...
Консультация для родителей на тему: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Cамый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в ...
Консультация для родителей. Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.
В материале представлен обобщенный материал по развитию самостоятельности у детей раннего возраста....
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста. Достижения в психическом и моторном развитии детей первых 2 лет жизни вызывают у них потребность в самостоятельных действиях; при эт...
презентация для родителей «Кризис 3-х лет и развитие самостоятельности у детей раннего возраста»
Презентация к родительское собранию, где указаны проявления у детей кризиса 3-х лет....
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» консультация для родителей
Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости....
Развитие самостоятельности у детей раннего возраста
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, обе...